Идем к успеху: как правильно привлекать инвестиции в свой VR-проект

Рынок виртуальной реальности уже начал стремительный взлёт, и золотые горы вот-вот обрушатся на тех счастливчиков, которые вовремя успели вскочить в эту ракету. Если вы тоже хотите попасть в число тех, кто зарабатывает много денег на виртуальной  реальности, самое время начать осваивать эти технологии и делать свои проекты. На первый взгляд – это совсем несложно.

Сейчас уже каждый уважающий себя игровой движок поддерживает виртуальную реальность «из коробки», разработчики VR-шлемов предоставляют SDK и сопровождают его вполне понятной документацией. В Интернете уже можно найти множество туториалов, а в оффлайне – платные курсы для начинающих разработчиков, бесплатные лекции, а также множество тематических мероприятий.

Кажется – стоит чуть вникнуть в эту тему, и успех гарантирован. Проекты будут делаться легко и быстро, и вместе с экспоненциальным ростом капитализации рынка VR будут расти ваши доходы. И скоро вы переедете в шикарный офис на верхних этажах Москва-Сити, к вам придёт мировая слава, журналисты ведущих СМИ будут стоять в очереди за вашим интервью…

Однако на практике всё немного сложнее…

5

Для работы с PC-VR нужно купить какой-нибудь из современных VR-шлемов (Oculus Rift CV1, HTC Vive и т.д.), стоят они весьма недёшево сами по себе, а у российских реселлеров – ещё в несколько раз дороже.

Как только вы начнинаете работать над более-менее серьёзным VR-проектом, вы внезапно понимаете что ваш верный компьютер для разработки безнадёжно устарел, и с VR-шлемом выдаёт жалкие 30 FPS, когда для комфортной работы с VR нужно не менее 60 FPS. А если вы планируете выпустить свой проект в 2017 году – вам нужно прицеливаться на самые «топовые» комплектующие, чтобы не отставать от рынка.

Более того – вы понимаете, что разработка проекта в одиночку занимает слишком много времени, а время на стремительно растущем рынке VR – решающий фактор. Соответственно, вам нужны сотрудники, и желательно не новички, а опытные специалисты – чтобы соответствовать постоянно растущей планке качества и не разочаровывать своих будущих пользователей.

6Разумеется, опытные специалисты хотят соответствующую зарплату, а желательно ещё и «белую», то есть придётся регистрировать компанию, платить налоги и вообще – всё становится очень серьёзно…

Потом внезапно выясняется, что для организации работы нужен отдельный офис, поскольку оставлять дорогущее оборудование в коворкинге как-то стрёмно, а постоянно возить его с собой невозможно – это не ультратонкий MacBook Air, а целая груда тяжеленного «железа» с кучей проводов, мониторов и прочих компонентов.

И если вы планируете заниматься разработкой под Room-scale VR (HTC Vive, например), то нужно ещё и пустое место около 25 кв. м. — для тестирования и отладки проектов.

В общем, офис нужен немаленький, и, как следствие, весьма недешёвый…

В итоге – если вам повезло, и ваше финансовое образование позволяет составить хотя бы простейшую смету ежемесячных расходов – полученные цифры окажутся весьма внушительными, и вряд ли будут целиком покрываться из вашего семейного бюджета.

При этом ещё нужно учитывать, что разработка даже небольших проектов может растянуться на несколько месяцев, поскольку никто не застрахован от багов, глюков, человеческих факторов и прочих «форс-мажоров», которые сваливаются в самый неподходящий момент.

А если вы уже опытный предприниматель, то вы понимаете, что расходы на разработку – это лишь «верхушка айсберга», а «под водой» ещё скрываются расходы на маркетинг и продвижение проекта на рынок. Причём рынок новый и совершенно непредсказуемый, на котором ещё нет внятной аналитики пользовательских предпочтений, статистики успешных и провальных проектов, а также других инструментов, которые уже давно и уверенно работают на рынке обычного «софта».

3Хорошо, если у вас есть собственные накопления, которые вы можете вложить в разработку своего VR-проекта. Это решает большинство вышеописанных проблем, даёт вам шанс самостоятельно выйти на рынок, и в случае успеха проекта – получить всю прибыль в свои руки.

Но, скорее всего, у большинства начинающих VR-разработчиков таких ресурсов нет, и их нужно искать где-то «на стороне». Даже если ваша компания раньше занималась чем-то другим, и сейчас вы решили переквалифицироваться в VR – вложения могут потребоваться очень существенные.

Разумеется, можно взять кредит в банке и попытаться сделать проект за эти деньги.

Но кредит нужно выплачивать сразу, да ещё и с процентами. Для этого нужно иметь постоянный доход, а вы только начали разработку проекта, и ещё не факт что он «взлетит». И если что-то пойдёт не так – вы останетесь без проекта, без команды, без дохода, и с весьма ощутимым ежемесячным расходом на несколько лет вперёд.

Соответственно, лучше искать другой путь, и один из наиболее очевидных – это привлечение инвестиций.

На фоне разгорающегося ажиотажа вокруг виртуальной реальности найти заинтересованных инвесторов немного проще, чем в других отраслях IT. Все компетентные в этой области инвесторы уже видели весьма многообещающую аналитику от DigiCapital, и понимают перспективу рынка VR.

Кажется – достаточно заявить о том, что вы разрабатываете VR – и к вам со всех сторон потянутся инвесторы с огромными чемоданами денег. Классика: «Shut up and take my money!!!».

4

Однако на практике всё гораздо сложнее.

Необходимо сразу уточнить – ниже пойдёт речь о привлечении частных инвестиций, хотя многое из этого применимо и для работы с инвестиционными фондами.

Для начала нужно не просто заявить о том, что вы разрабатываете VR, а сделать это так, чтобы ваше заявление увидели потенциальные инвесторы. Недостаточно одного поста в Фейсбуке, придётся идти на профильные веб-ресурсы для поиска инвестиций, заполнять там форму описания проекта и кучу прочих «бумажек».

И тут вы сталкиваетесь с необходимостью сформулировать бизнес-план.

Вроде бы всё понятно: вкладываем N денег, делаем проект, выпускаем на рынок, получаем миллиарды долларов. Но бизнес-план – это не только расходы и доходы, это ещё и внятное описание проекта, аналитика рынка и обоснование гипотезы успешности продукта, описание целевой аудитории. А ещё нужны детальные резюме всех членов команды разработчиков, поскольку инвесторы первых раундов больше смотрят на команду, чем на сам проект.

Очень хорошо, если у вас к моменту написания бизнес-плана уже есть рабочий прототип хотя бы одного вашего проекта. Обязательно нужно записать с него небольшое видео, демонстрирующее работу программы, это покажет ваш реальный опыт.

9

На некоторые площадки для поиска инвестиций (например RusBase) без рабочих прототипов и подтверждённой гипотезы востребованности рынком IT-проекты не пропускают в принципе. И здесь не нужно стесняться, а тем более «шифроваться» – вам нужно подтвердить свою способность осуществить задуманный проект.

В то же время нужно помнить: основной смысл инвестирования – это прибыль. Ваш бизнес-план должен чётко показывать потенциальным инвесторам, сколько денег они заработают на вашем проекте, и самое важное – когда это произойдёт.

Кстати, нужно сразу уточнить: в IT-сфере инвестиции в отдельные проекты найти гораздо сложнее, чем инвестиции в компанию. Проект может провалиться, и все вложенные деньги «сгорают» вместе с ним.

Инвестиции в компанию более надёжны, поскольку даже в случае провала одного проекта можно попытаться сделать второй, третий, десятый и т.д. Печальная статистика предпринимателей в разных отраслях показывает, что в среднем из десяти проектов успешным становится только один. Соответственно, опытные инвесторы понимают эти риски и предпочитают вкладывать деньги в компании, которые способны сделать несколько разных проектов, а не в отдельные проекты.

Поэтому в бизнес-плане важно отразить не только ваше видение разработки одного конкретного проекта, но и видение всей компании в целом – что вы будете делать в случае успеха первого проекта, а что – в случае его провала?

При этом бизнес-план – всего лишь краткое описание того что вы собираетесь сделать. Этого может быть достаточно чтобы привлечь внимание инвесторов, но если они вами заинтересуются всерьёз – готовьтесь к детальному изучению с их стороны.

Но не будем забегать вперёд…

Предположим, что вы преодолели все преграды, написали симпатичный бизнес-план и выложили свой проект на несколько площадок для поиска инвестиций. Дальше вы сидите и обновляете страничку каждые пять минут, ожидая увидеть растущий счётчик просмотров и кучу личных сообщений с предложениями инвестиций…

10

Но инвесторы – люди занятые, и в Интернете постоянно не сидят.

Возможно, им на почту придёт рассылка о новом проекте в интересующей их области, но это не означает что они немедленно пойдут изучать ваше предолжение. Более того – даже если они его посмотрят, то совершенно не факт, что вам сразу напишут.

Если ваш проект заинтересовал инвесторов – они начнут собирать о вас информацию. И здесь всё зависит от того, что они смогут найти. Если о вас в Сети слишком мало информации – это может вызвать подозрения.

Если инвестор не может найти вас ни в одной из социальных сетей, и посмотреть что вы за человек, это может его оттолкнуть, ведь для инвестора вы – потенциальный партнёр, с которым ему предстоит много работать в случае положительного решения об инвестициях.

Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы в Сети о вас была информация, полезная для инвестора – аккуратный профиль в Facebook, например. Если ваша компания уже работает, значит у неё должен быть сайт, или хотя бы своя отдельная страничка в соц.сети.

Иными словами, информация должна быть доступной, позитивной, и подкреплять уверенность в том, что вы способны реализовать проект, под который ищете инвестиции.

В ожидании реакции инвесторов может пройти очень много времени – иногда несколько месяцев. Не разочаровывайтесь и не теряйте время впустую. Ищите новые способы познакомиться с инвесторами и сообщить им о своём проекте.

11Ходите на профильные мероприятия, общайтесь с другими разработчиками, изучайте другие проекты на рынке, набирайтесь опыта. Участвуйте в «стартап-линчах», принимайте во внимание критику и рекомендации, улучшайте свой проект и учитесь рассказывать о нём. Очень рекомендую вступить во все основные группы по VR в соц.сетях и мессенджерах. Многие инвесторы или их ассистенты тоже состоят в этих группах, и следят за индустрией.

Если вы привлечёте их внимание своей профессиональной активностью – они сами вам напишут. Самое главное – не быть навязчивым, и не раздражать коллег и инвесторов своими поисками финансирования. Инвесторов привлекают те, кто много работает, а не много болтает.

Если вы всё правильно делаете, через некоторое время вам начнут приходить запросы от инвесторов. И в этот момент начинает работать классическая «воронка продаж» – шаг за шагом вам нужно завоёвывать доверие инвестора, преодолевать его сомнения и возражения.

Умение внятно объяснить что именно вы делаете, и почему это перспективно, крайне важно при поиске инвестиций. Многие инвесторы, хотя и заинтересованы в VR, не всегда хорошо понимают, что это такое. Если вы можете помочь им разобраться в этом вопросе и понятным языком объяснить суть вашего проекта, это поможет вам завоевать их доверие и показать свой профессионализм. Не удивляйтесь «глупым» вопросам и не раздражайтесь, если инвестор не понимает вас с первого раза. Помните, что большинство из них никогда не были на вашем месте и никогда не работали с этими технологиями.

Самое важное, что предстоит сделать на этапе переговоров с инвесторами – убедительно показать, что вы умеете работать. Это касается не только самих технологий VR, но и вопросов организации работы в целом.

Какую технику нужно купить? Каких людей набирать в команду? Какие технологии предстоит изучить для реализации проекта? Как обеспечить безопасность данных? Как продвигать проект на рынок? Какую систему управления проектами использовать? И многие-многие-многие другие вопросы…

12Кстати, многие вопросы могут быть провокационными – инвесторы могут и будут проверять вас на компетентность, и одновременно – на стрессоустойчивость.

Хорошо, если у вас в команде или хотя бы в ближайшем окружении уже есть опытные люди, которые закрывают разные области ответственности. Их компетенции существенно облегчат ответы на вопросы инвесторов и помогут произвести хорошее впечатление перспективной команды.

Одним из важнейших этапов «воронки продаж» при общении с инвесторами является личная встреча. Как и при любом знакомстве, помните – первое впечатление можно произвести только один раз.

Перед встречей соберите всю доступную вам информацию по вашему потенциальному инвестору, разберитесь, что это за человек. Помните что это – возможно – ваш будущий партнёр в компании, который в значительной степени будет влиять на вашу деятельность.

Рекомендация от меня лично: на встрече внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям от общения с инвестором. Если человек вам категорически не нравится, лучше не работать с ним, а поискать более подходящего вам по характеру инвестора. С неприятными людьми и просто работать-то сложно, а брать их в партнёры и вступать в серьёзные финансовые взаимоотношения и подавно не стоит.

13Если вы нашли «того самого» инвестора, и договорились о сотрудничестве – поздравляю! Теперь вас ждёт увлекательное путешествие в мир подготовки юридических документов, походов к нотариусам, прогулок по налоговым и прочие радости создания или перерегистрации компании.

Запаситесь терпением, и внимательно читайте все документы, особенно те, которые собираетесь подписать. Бывают случаи, когда в последний момент, уже все согласованные в цифровом виде документы незаметно меняются в бумажной копии, присланной юристом, и вы по невнимательности подписываетесь на совершенно другие условия сотрудничества.

В бизнесе крайне важно доверие к партнёрам, и внимательное аккуратное отношение к юридическим документам это доверие лишь подтверждает. Если ваш инвестор – добропорядочный партнёр, и серьёзно настроен на долгосрочное сотрудничество, то ваша дотошность его только порадует, ведь вы будете так же внимательны и к другим юридическим документам, с которыми вам придётся столкнуться по ходу работы.

Когда все формальности остались позади, и инвестиционные деньги поступили на счёт вашей компании, начинается самый ответственный этап взаимоотношений с инвесторами. Они выполнили свою часть ваших договорённостей, и пришло время вам выполнить свою – построить успешную компанию, которая взлетит к золотым горам VR-рынка.

Но это, как вы уже понимаете, совсем не так просто, как кажется с первого взгляда…

За предоставленный материал благодарим Владимира Деген — генерального директора творческой студии «Чингис«.