Миссионеры стриминга: как оказаться на одной сцене с Сергеем Шнуровым. Интервью с Prosense

Будь там, где ты хочешь быть, гласит девиз Prosense. Компания Prosense предоставляем услуги по созданию и продвижению видео в 360-формате, а также организовывает он-лайн трансляции с любых событий. Нам удалось побеседовать со Станиславом Глухоедовым — генеральным директором Prosense, который рассказал о некоторых тонкостях работы компании.

Дима: Добрый день, Станислав, спасибо за возможность взять у тебя интервью. Давай начнем с самого простого: в двух словах расскажи о себе, потому что публичной информации практически нет. Что ты закончил, какой у тебя бэкграунд?

стриминг

Станислав Глухоедов

Станислав: Привет, Дима. У меня профессиональное образование, я закончил факультет клинической психологии СПбГУ. Дальше пошел по линии HR. Начал свою деятельность в одной из крупнейших сетевых ритейл-компаний, там делал свою карьеру и уходил уже в должности руководителя HR-службы. Далее, ушел в бизнес, в предпринимательство. В этот период  мы занимались и розницей, и консалтингом. Уже тогда мы работали в рамках холдинга – группы предпринимателей.

Я много изучал всевозможные мировые франчайзинговые модели, возможность их применения на российском и украинском рынках. Но года два назад мы встретились  с виртуальной реальностью. История была следующая: комитет по туризму рассказал нам, что на выставке в Лондоне они видели экскурсию над Прагой в VR-шлеме. Мы заинтересовались, поэтому я полетел в Прагу и посмотрел, как это выглядит. Мы решили сделать то же самое для Санкт-Петербурга, и с момента начала реализации идеи, как сделать виртуальные полеты над городом, и началась история нашего продакшена, потом, лаборатории, разработок… Так и появилась сегодняшняя компания Prosense.

Дима: Неужели совершенно случайно?

Станислав: Нет, все-таки не случайно. Я могу точно сказать, что виртуальная реальность – основная тема моих интересов с самого детства. Я большой поклонник научной фантастики и киберпанка. Я еще в школьные времена читал запоем Гибсона и остальных фантастов. Поэтому, как только появилась малейшая возможность к этому примкнуть – я это сделал.

К тому же у меня достаточно компетенции для того, чтобы понимать техническую часть вопроса. Еще будучи студентом я подрабатывал – писал сайты, то есть знаком с кодом, с архитектурой сложных систем, так что сложности, чтобы врубиться в тему, не возникло.

Дима: Я знаю, что у вас было привлечение инвестиций, но не знаю деталей. Ты не мог бы рассказать об этом?

стриминг

Blackmagic

Станислав: Дело в том, что мы инвестировали сами. Мы привлекли самих себя и из своего кармана вкладывали средства в свою компанию. Через полтора года с момента начала непосредственно разработок мы стали создавать продакшен, закупать оборудование, лицензионное программное обеспечение, чтобы работать с сшивкой, с обработкой. Дальше – больше: в R&D потребовалось закупать дорогие камеры Blackmagic и экспериментировать с ними, закупать оптику, линзы, станки ЧПУ — это всё стоит дорого. Деньги пошли именно в «железо». Плюс зарплаты – у нас работают дорогостоящие специалисты. Все это потребовало больших инвестиций, где-то около 60 миллионов рублей на сегодняшний день.

Мы и дальше поддерживаем и развиваем этот бизнес. Понятно, что вся структура, если учитывать R&D, довольно прожорлива, но если брать продакшен как отдельную бизнес-единицу, то он у нас прибыльный. Хотя наши планы касаются не только продакшена: мы смотрим вдаль, стратегическим направлением для нас является VR-стриминг. Это то, что мы умеем делать на хорошем уровне.

Дима: То есть это были не привлеченные деньги, а ваши собственные?

Станислав: Да, это были деньги собственников. Мы никуда не ходили, нигде ничего не показывали и не просили. Мы сами рассчитывали свои силы и думали, готовы ли мы в это вложиться. В результате вложили и сейчас поняли, что не ошиблись. Дальше будет больше. Мы наверняка проведем следующий раунд и, возможно, уже с привлечением каких-то фондов, скажем так, релевантных нашему бизнесу нашей компании. Мы работаем в этом направлении.

У нас есть неплохая экспертиза в этой области. Также я знаю о других компаниях, которые провели подобные сделки. Так что мы будем смотреть, как это делать: как общаться с фондами, с инвесторами, с теми, кто может нам что-то предложить.

Дима: На текущий момент над чем работает компания, над какими проектами?

Станислав: Наш сайт вот-вот будет готов. У нас R&D и продукты появляются быстрее, чем мы успеваем переделывать сайт.

У нас есть группа в Facebook, где можно посмотреть, над чем мы работали. Например, презентация Bentley. Еще был шикарный, сверхуспешный кейс – стриминг концерта Alfa Future People. Я переживал, что что-то пойдет не так, но в итоге, насколько я знаю, он стал единственным успешным проектом стриминга такого качества и такого уровня в России.

Дима: Расскажи, откуда пошла идея стримить. Насколько я знаю, все текущие технические решения упираются в производительность, в ширину канала.

Станислав: Да, сложности есть. Но мы понимаем, что они временные. Например, сейчас у нас в работе есть проект: одна из компаний, лидеров связи, будет представлять сеть новых поколений 5G. Этим я хочу сказать, что скорость получения и передачи данных постоянно растет, и в обозримом будущем не будет проблемой дать тяжелый поток где угодно в рамках покрытия сети.

С другой стороны, совершенствуются алгоритмы сжатия и кодирования. Появляются новые кодеки, например, H.265 позволяет значительно легче оперировать 360-видео с хорошим качеством. Так что это вопрос времени. В целом, возможность удаленно побывать где-то в реальном времени дорогого стоит. Это супер возможность, по сути это телепортация! Это то, к чему мы стремимся: мы хотим дать людям возможность во время какого-либо события побывать там.

Дима: Из чего же состоит ваше решение?

Станислав: Это устройство захвата изображения на специальном риге с использованием хороших камер. Мы используем кастомизированное решение, потому что среди типовых хороших нет. Сейчас мы работаем с матрицами Blackmagic – у них специальная, совершенно непростая оптика. Потоки изображения с этих камер идут на сервер, где они обрабатываются и сшиваются. Кстати, для сшивки мы используем проприетарный софт – тоже наше решение, которое мы разработали. Потом данные отправляются на другой сервер – распределяющий. И на выходе мы получаем сигнал на очки – это может быть Samsung Gear VR со смартфоном, на котором установлен наш плеер. Он вшит в приложение, которое скоро можно будет скачать с Google Play, с Oculus Store и с App Store.

стриминг

HTC Vive пока не делали – просто не дошли руки. Пока что мы ориентируемся на продукты с максимальным количеством пользователей. Но позже будет добавлена поддержка и Vive, конечно.

Кстати, могу дать анонс: в 20-х числах сентября мы будем стримить крупное спортивное событие Saint-Petersburg Open – это крупный теннисный турнир, знаковое событие. Мы будем стримить полуфинал и финал. Пока это не точно, но мы надеемся, что он будет доступен для просмотра в нашем приложении. Также, вероятно, он будет доступно в web – можно будет зайти на сайт и покрутить 360-видео.

Это будет крупное событие, и мы постараемся провести его на высоком уровне. Для нас это непростой кейс. По большому счету, это уже на уровне уже NextVR.

Дима: Есть ли у вас конкуренты в мире относительно наработок стриминга?

Станислав: Я бы не называл это прямой конкуренцией. Есть те, кто делает практически то же самое, на кого мы ориентируемся. Это NextVR в области стриминга в реальном времени. Есть студии, которые мне нравятся, например, Felix & Paul. Они производят, с моей точки зрения, лучший контент – у них отличная стереоскопия, наилучшее качество, грамотная режиссура. Есть Jaunt – тоже очень неплохая компания с интересными наработками.

Дима: Расскажи, пожалуйста, про своих клиентов, как вы планируете их продвигать?

Станислав: Если говорить о стриминге, то тут можно проводить акции, стримить видео с концертов в реальном времени – поставить для этого шатер, камеры. Люди могут надеть очки и оказаться рядом с музыкантами или в первых рядах.

2

Дима: Сколько это будет стоить, если не секрет?

Станислав: Со временем это будет дешеветь, а сейчас день стриминга в нашем исполнении с одной точкой стоит примерно 700-800 тысяч рублей.

У нас есть технология синхронного запуска, которые мы используем для выставок, для демонстраций и презентационных кейсов, где немного устройств. Например, один телефон я могу вставить в Gear VR и управлять контентом со второго телефона по Wi-Fi Direct. Так пользователь не будет мучиться с управлением, не нажимать случайно паузу или Back на очках. Наше решение выключает все кнопки на Gear VR и человек видит только то, что ты ему хочешь показать.

Дима: Звучит очень знакомо: я знаю одну компанию, которая работает над подобным решением. А можно ли запускать на других устройствах?

Станислав: У нас оно условно под Android, но если будет нужно, то мы добавим, например, iOS. С Gear VR было даже сложнее.

Дима: Давай вернемся к трансляциям. Хотелось бы побывать на концерте группировки «Ленинград», стоя рядом с ними на сцене =)

Станислав: Для меня лично стриминг концертов – очень интересная тема. Я считаю, что концерты – это не только стриминговый продукт. Если мы стримим спортивное мероприятие, то потом его могут просматривать в течение какого-то периода, изредка. А концерт можно «упаковать» в продукт и продавать, как раньше продавали DVD с концертами. Например, я покупаю такие записи, но, конечно, уже не DVD а для SMART-TV за $0,5, потому что мне это нравится. И если у меня будет возможность получить VR-experience с хорошим качеством записи и звука, причем с разных точек, то я готов платить.

В классической режиссуре концертного DVD обычно есть преамбула, где показывают гримерку, как артисты готовятся к концерту, как собираются зрители. В 360-формате это передается атмосферно. И на самом концерте ты присутствуешь и в роли зрителя, и в роли, скажем так, бесплотного духа, который стоит на сцене.

3

Дима: А если я хочу сделать трансляцию мероприятия, которое будет проходить, скажем, в Казани, то могу ли я купить у вас какой-то готовый продукт, лицензию, какое-то решение?

Станислав: Есть разные потребительские камеры, которые позволяют стримить видео. Что касается нас, то сейчас такую возможность мы не предлагаем. Может быть, когда-нибудь мы будем этим заниматься, но сейчас, если тебе нужна хорошая трансляция высокого уровня, тебе придется обращаться за нашими услугами. Невозможно передать весь комплекс знаний, потому что, чтобы осуществить качественный стриминг, нужно много сложных компетенций. Для того, чтобы сделать что-либо профессионально, нужны профессионалы.

Дима: Может быть, у вас есть мысли сделать виртуальное ТВ, свой канал?

Станислав: Да, такие мысли есть. Мы размышляли и пытались понять – для кого делать, что делать, какой контент необходим. Это может быть интересно, но здесь должно быть партнерство с теми, кто будет генерировать такой контент. Мы все-таки технологическая компания, мы можем дать технологию для реализации подобного проекта, но самим заниматься несвойственными вещами – это уже не то.

Дима: Какие дальнейшие планы вашей компании?

Станислав: Мы развиваем и «пилим» наши технологии, R&D. Мы очень активно смотрим на LightField, потому что нас это впечатляет – возможность подвигать головой внутри  VR-сферы очень сильно повышает иммерсивность. У нас есть кое-какие наработки, и мы обязательно будем пытаться реализовать что-то в этой области. По сложности съемки у нас уже нет ограничений, у нас есть устройства на любой вкус: мы можем снимать в небе, под водой – где угодно. Если надо будет засунуть камеру в трубу, то наши инженеры это сделают, а если ситуация будет уникальная, то мы готовы разработать решение.

Дима: Что насчет европейского мира, есть ли у вас амбиции?

Станислав: Конечно, такие амбиции у нас есть. У нас есть кейсы, которые мы делали для зарубежных заказчиков. У нас в группе есть видео 360 – круиз по Рейну. Это короткая выжимка из съемки целого круиза, которую мы демонстрируем потенциальным клиентам. После этого им гораздо проще принять решение: хотят ли они поехать в такой круиз или нет. И когда-нибудь такие способы продаж в туризме будут общепринятыми: ты надеваешь шлем и оказываешься на пляже или в номере отеля. Здесь много вариантов.

Дима: Сколько человек у вас работает? И если можно, расскажи хоть чуть-чуть про финансовую сторону.

Станислав: Если говорить о продакшене, то наш средний чек– это минимум 500 тысяч рублей, ну а максимума не существует. У нас работает около 25 человек. Часть мы стараемся держать на аутсорсе.

Дима: А что я как молодой специалист могу получить, если приду к вам на работу?

Станислав: Ты можешь получить опыт в компании, которая четко видит свое развитие и понимает, куда идет. Получить опыт взаимодействия со сверхспециалистами, которые составляют костяк нашего коллектива. С людьми, которые являются профессионалами в своих областях. Это хороший опыт, не только профессиональный, но и просто человеческий. Плюс у нас гибкий график и всякие плюшки – например, в каждом нашем офисе есть HTC Vive.

Дима: Что же, Станислав, большое спасибо за интервью и желаю дальнейших успехов в вашей непростой, но интересной работе.