Дополненная реальность: охота на туриста

В ближайшие пару лет дополненная реальность кардинальным образом изменит всю туристическую индустрию. О последних тенденциях на этом рынке и о том, какие интерактивные приключения уже сейчас ждут продвинутых путешественников, нам рассказал Илья Коргузалов, сооснователь проекта Piligrim XXI.

Илья Коргузалов

Илья Коргузалов

Туристическая отрасль в последнее время стала наиболее восприимчивой ко всевозможным технологическим новациям. Это один из немногих рынков, который продолжает расти и развиваться даже на фоне затянувшихся экономических катаклизмов. Конкуренция невероятно высока и борьба идет буквально за каждого туриста. Особенно у нас, в России, где внутренний туризм только набирает обороты. Поэтому здесь так важны неожиданные и нестандартные решения, которые способны по-настоящему удивлять и привлекать внимание пресыщенной публики.

Еще до запуска AR компании Piligrim, общаясь с представителями местных и европейских туристических администраций, с турфирмами, отельерами и музейщиками, мы наблюдали, как нарастает у них потребность в ярких технологичных проектах.

Собственно, наша идея создавать полномасштабные AR реконструкции исторических событий и утраченных архитектурных памятников родилась в ходе подобных переговоров. Администрация Волгоградской области как раз составляла стратегию привлечения туристов. И как оказалось, у этого края с богатейшей историей практически нечего показать гостям кроме Мамаева кургана. Зато под землей скрываются несметные богатства — только археологических объектов более 4 тысяч. В том числе, вторая столица Золотой Орды – знаменитый Сарай-Берке. И таких регионов в нашей стране, как и во всем мире, огромное множество.

Но даже если истратить массу денег и все это откопать – вряд ли зрелище очередных руин в чистом поле вызовут взрывной рост туристического потока. Сегодня люди, привычные к путешествиям, уже избалованы достопримечательностями и сервисом. Их трудно заманить стандартными удобствами или низкими ценами. Даже традиционные памятники истории или музейные экспозиции интересуют лишь узкий круг ценителей. Поэтому игроки индустрии гостеприимства просто вынуждены изобретать уникальные фишки и игровые аттракционы. По сути, современный туризм превращается в охоту за впечатлениями и эмоциями. И вот как раз здесь на помощь приходят цифровые технологии и, в том числе, дополненная и виртуальная реальность (AR/VR). Их возможности безграничны как в сфере развлекательного, так и в сфере познавательного туризма, не говоря о сервисах, незаменимых при планировании и организации поездок.

Какими AR проектами уже сейчас могут воспользоваться туристы?

 Дополненная реальность только приобретает популярность, ее потенциал пока еще используется буквально на несколько процентов. Можно сказать, что пока это пробы пера.

В Европе дела обстоят немного лучше: уже несколько лет там работает ряд качественных проектов. Правда, в основном это мобильные гиды и музейные экспозиции с элементами дополненной реальности. Такие проекты обычно создаются в закрытых помещениях, 3D инсталляции ставятся на маркер. То есть посетители с помощью смартфонов могут получить дополнительный видео и аудио ряд с рассказом об истории или конкретных экспонатах. Такие сервисы практикуются довольно широко. Тайваньские специалисты даже провели отдельное исследование эффективности использования дополненной реальности в музеях, наблюдая за поведением туристов с различными видами гидов. Подтвердилось, что люди, которые использовали AR-гид, получают гораздо больший эмоциональный заряд, и, что немаловажно, запомнили больше фактов.

2

Отдельная история – это всевозможные AR навигаторы. Они строятся на геопозиционировании. Мобильное устройство определяет свое местоположение по GPS и на экране появляется некая информация об окружающем пространстве. Это могут быть достопримечательности, живописные маршруты, отели, рестораны, развлекательные центры. Всё, что угодно, включая виртуальные гиды.

4

3

Такой сервис, например, работает в Филадельфии (США). В нем размещено почти 100 000 исторических изображений, старых фотографий и карт. Подобные проекты сделаны в Сиднее, и в Лондоне. Так туристы, просто гуляя по городу, знакомятся с его прошлым.

Ну и, конечно же, порталы в прошлое, чем, собственно, занимается наша компания. Это воссоздание уже несуществующих объектов и значимых событий с помощью 3D моделирования и анимации. Подобные сервисы дают максимальный эффект погружения и другую реальность, ощущение сопричастности к истории.

Из европейских проектов, нам очень близко по духу немецкое AR приложение Timetraveler (для Android и iOS — прим.ред.). Оно позволяет увидеть, как выглядела легендарная Берлинская стена. Перед вами открывается окно в прошлое, сквозь которое видна не только сама стена, но и фрагменты исторических хроник.

5

6

Во французском Петра в местечке Жюмьеже действует собственное приложение с фрагментами дополненной реальности. Там, помимо аудиогида, исторических фото и видеосюжетов, можно полюбоваться 3D-моделью старинного здания монастыря. Даже простая архитектурная AR реконструкция на фоне исторических руин дает невероятный эффект погружения в прошлое, впечатление настоящего путешествия во времени.

7

8

Со своим проектом мы вышли на рынок два года назад. Тогда по заказу Латвийского агентства развития туризма мы реконструировали рыцарский замок в небольшом городке Лудза, где живут от силы 5 тысяч человек. Запуск сервиса дал потрясающий эффект. Буквально за первый летний сезон, по оценкам местной администрации, приложение посмотрело 60 тысяч пользователей, а туристический поток увеличился на 30%. Люди приезжали отовсюду, специально чтобы увидеть, как прямо на замковой горе, на фоне старых руин вырастают стены и башни древней крепости.

9

10

Что касается России, то здесь о перспективах дополненной реальности в индустрии гостеприимства серьезно заговорили лишь пару лет назад. На мой взгляд, это связано с общим развитием отрасли. У нас, к сожалению, львиная доля инвестиций сегодня идет не на технические новации, а на создание туристической инфраструктуры – строительство гостиниц, дорог, оборудование курортов. Но всё же можно назвать несколько замечательных проектов.

Лидером по количеству AR приложений для туристов, безусловно, остается Москва. Здесь и Historama в парке Горького с экскурсом в 1923 год, и масштабный городской AR-гид «Узнай Москву». Весьма впечатляющий проект действует в Дарвиновском музее, где дикие животные оживают и выбегают навстречу к посетителям прямо из витрин.

12

11

В Петербурге первопроходцем стал Русский музей. Своим посетителям он предложил с помощью дополненной реальности получить информацию об экспонатах — текстовые справки и видео. Есть небольшой музейный проект в Кингисеппе, где краеведческий музей представил очень точно воссозданный облик Ямбургской крепости. Зимой наша компания запустила приложение для музея «Дорога жизни».

13

14

15

Прямо на берегу Ладоги, на мемориале «Разорванное кольцо», туристы видят полномасштабную реконструкцию сражения на ледовой трассе. Здесь мы уже сделали контент более насыщенным, поэкспериментировав со смешанной реальностью, 3D-хроникой, установили функцию фото на фоне AR-объектов. Все это важно, поскольку проект делался, в первую очередь, в образовательных целях.

Как сегодня можно заработать на туристических AR-проектах?

На данный момент практически все AR-студии живут за счет заказов от частных компаний и государственных структур. Среди наших клиентов и партнеров — строительные компании, туристические администрации, музеи и просто бизнесмены, увлеченные развитием технологии.

В действительности, основная проблема, сдерживающая развитие AR – это вовсе не мощность смартфонов и не изъяны шлемов или самой технологии. Всё это быстро развивается и совершенствуется. Проблема в острой нехватке контента – яркого, впечатляющего, но в тоже время и полезного. Wow эффект срабатывает первые два-три раза, а чтобы люди пользовались сервисом постоянно, он должен быть действительно интересным и нужным. Таких приложений в AR-сегменте пока очень немного. Но я абсолютно уверен, что уже в ближайший время эта ситуация изменится.

Еще совсем недавно обычные пользователи плохо представляли себе, что такое дополненная реальность и что от нее можно ожидать. Сейчас продвижением и популяризацией технологии занимаются все ведущие гиганты IT рынка. Это и Microsoft, и Apple, и HTC. Стали появляться громкие продукты. Взять ту же игру Pokemon Go. На мой взгляд, она стала самой эффективной рекламой AR.  После нее о дополненной реальности услышали практически все, и у технологии появились миллионы поклонников.

16

И сейчас самое время осваивать рынок конечного потребителя. Мы вышли на B2C рынок в начале этого года, еще до «покемонов». И чтобы не объяснять каждому туристу, что же такое дополненная реальность и что будет, если скачать наше приложение, мы придумали оригинальную схему продаж. Мы «упаковываем» свои приложения в комплект с AR/VR шлемами. С помощью таких устройств люди могут посмотреть наши реконструкции в путешествии, на исторических местах, а потом поделиться впечатлениями с друзьями, показывая их уже в режиме виртуальной реальности в любой точке мира. Получился оригинальный технологичный сувенир, гораздо интереснее всевозможных магнитиков и статуэток. И мы видим, что эта схема весьма успешно работает.

В целом, по прогнозам экспертов, объем рынка AR уже к 2020 году достигнет $90 млрд. Для сравнения, в нынешнем году он наберет не более одного миллиарда. Так что сейчас открываются колоссальные возможности зарабатывать на быстром росте отрасли. И туристический сегмент, определенно, сыграет значительную роль в наполнении AR контента.

Благодарим компанию Piligrim XXI и лично Илью Коргузалова за предоставленный материал!