В Санкт-Петербурге провели урок по истории в виртуальной реальности

 В Санкт-Петербурге 29 октября прошел первый в России урок в шлемах виртуальной реальности. Ученики 10 класса, вооружившись VR-шлемами, совершили путешествие в суровое военное прошлое блокадного Ленинграда.

Детям представили интерактивный проект «Дорога жизни», созданный компанией Piligrim XXI. Это полномасштабная и достоверная историческая реконструкция событий, происходивших зимой 1941 года на Ладожском озере.

Илья Коргузалов

Илья Коргузалов, директор по развитию Piligrim XXI

Благодаря использованию виртуальной реальности и VR-очков на уроке дети почувствовали себя непосредственными участниками строительства и обороны военного маршрута. Они увидели караваны знаменитых полуторок с грузами и людьми, уходящие на Большую землю, наблюдали работу водолазов и регулировщиков, сцены воздушного боя и залпы зениток. Словом, полностью погрузились в подлинную атмосферу тех легендарных дней.

Мы изначально стремились сделать реконструкцию максимально точной. Проект создавался по инициативе Музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни». Сюжет приложения мы писали вместе со специалистами музея, изучая архивные материалы, отсматривая фотографии и документальные съемки, общаясь с очевидцами. Я уверен, что такой яркий игровой формат подачи информации особенно актуален для образовательных программ, поскольку делает сложную для детского восприятия военную историю более интересной и запоминающейся.

Это был первый открытый урок в формате виртуальной реальности. До конца года пройдут еще несколько аналогичных мероприятий в разных районах города. На них, помимо самих школьников, присутствуют учителя, представители городской администрации и комитета по образованию. Если эксперимент признают успешным и полезным для детей, то в следующем году будет сформирована общегородская программа внедрения VR технологии в обучающий процесс. Собственно, это и является нашей стратегической целью в проекте.

Реализуем мы его вместе с коллегами из компании «Высота», которая специализируется на сферическом видео и аэросъемке. Для открытых уроков они предоставили свое оборудование – VR-очки и смартфоны. Piligrim XXI, со своей стороны, предложил готовый проект «Дорога жизни».

img_0102

Таким образом, наша задача сейчас – доказать важность и полезность использования инновационных технологий в образовании. И если эта инициатива найдет поддержку, то для разработчиков АR\VR контента и гарнитур откроется абсолютно новая ниша для реализации своих проектов в сфере российского образования.

Перспективы достаточно хорошие. Как показал наш первый опыт, визуализированный формат проведения уроков гораздо более эффективен. Дети чувствуют вовлеченность в предмет разговора, лучше понимают и запоминают информацию, активно участвуют в обсуждении темы. Кроме того, технология VR широко применима не только на уроках истории, но и химии, физики, биологии. Эти преимущества оценили и преподаватели и чиновники. Мы надеемся, что после завершения серии открытых уроков программа внедрения инновационных технологии в школьное образование начнет формироваться, и мы сможем принять участие в ее разработке.

Также мы поинтересовались у Ильи, кто именно может признать проведенный опыт успешным? И по каким критериям рассматривается успешность подобных проектов? Ответ был следующим:

 Успешным эксперимент может признать только администрация города, в частности комитет по образованию. У них имеется специально выделенное инновационное направление деятельности, в рамки которого наши инициативы и укладываются. Критерии пока что не разглашаются. Если нам будет оказана поддержка, то будет формироваться специальная программа, конкурсы, тендеры и т.д. Кроме того, если привлекать больше внимания к таким нестандартным форматам обучения, то ими вполне могут заинтересоваться частные образовательные учреждения. С ними, безусловно, работать проще и быстрее.


Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы №264. Идею поддержали депутаты Муниципального Совета, представители молодежного движения «Поколение Z». Координатором проекта выступила петербургская компания «Высота».

На несколько наших вопросов ответил Ринат Евстигнеев, лидер движения «Поколение Z»:

Дима: Ринат, какие цели преследовало проведение урока истории с применением технологий виртуальной реальности?

jhj3fcpupzgРинат: Внедрение инновационной технологии виртуальной реальности в процессы образования и патриотического воспитания, которые способствуют лучшей усвояемости материала, повышают интерес учащихся к транслируемому учебному материалу за счёт своей привлекательности для молодёжи.

Дима: Какие были получены результаты?

Ринат: Абсолютный восторг со стороны учащихся: по итогам анкетирования более 90% учащихся класса высоко оценили данный интерактивный метод подачи учебного материала, и выразили надежду на повсеместное внедрение технологии виртуальной реальности по самым различным дисциплинам, от истории до биологии. Результатом стала и готовность главы муниципального образования Красненькая речка А.О.Абраменко рассмотреть возможность поддержки проекта на территории своего муниципального образования в долгосрочной перспективе, а так же отклики от руководителей других муниципальных образований и их желание сотрудничать.

Дима: Какое использовалась оборудование? Какой контент был показан?

Ринат: Мы использовали 30 комплектов очков виртуальной реальности Homido, 15 комплектов смартфонов Xiaomi, 15 комплектов смартфонов Samsung, 30 комплектов наушников. И собственно сама начинка проекта, интерактивное образовательное Приложение «Дорога жизни» разработанное компанией Piligrim XXI века при поддержке музея Дорога жизни.

Дима: Какая финансовая сторона вопроса? Есть ли здесь коммерческая составляющая?

Ринат: На закупку оборудования мы потратили около 700 тысяч рублей. Плюс сам процесс проведения подобных выездных уроков в школах требует дополнительных финансовых затрат: это и транспортировка оборудования, и оплата труда операторов проекта, которые проводят данные интерактивные уроки, это закупка расходных материалов, гигиенических салфеток для обработки оборудования. Сюда же входит и аренда использования самого виртуального приложения.

Дима: Какие активности планируются на базе этого прецедента ? Почему эта новость важна для общества?

Ринат: Первый урок был проведён при административной поддержке главы муниципального образования «Красненькая речка» А. О. Абраменко, в перспективе прорабатывается возможность финансовой поддержки проведения данных уроков из бюджета муниципального образования, без которой, к сожалению, реализация данного проекта будет просто невозможной из-за высоких затрат.

img_0104

В планах наладить сотрудничество и с другими муниципальными образованиями города, районными администрациями, правительством города и законодательным собранием, без их поддержки широкое внедрение данной инновации в школах города не будет иметь будущего. Проект будет развиваться в том числе и в плане разработки нового контента.

Абсолютно убеждён, что сегодня поступательное развитие и движение вперёд должно быть обязательно сопряжено с применением плодов научно технического прогресса, наша задача – научиться использовать весь их потенциал на благо нашего общества.

Выражаем благодарность компании Piligrim XXI и движению «Поколение Z» за предоставленные материалы и ответы на наши вопросы!