Что такое виртуальная реальность и чего нам от неё ждать?

Наш портал ежедневно публикует самые актуальные новости о мире виртуальной реальности, но вот мы задумались: а все ли до конца понимают, что это вообще такое? И несмотря на то, что этот термин вряд ли вы слышите впервые, объяснить «на пальцах» что такое виртуальная реальность и зачем она нам надо без невразумительных жестов получится далеко не у каждого. И мы это обязательно исправим.

Когда реальности недостаточно

Конечно, мы не станем начинать с определения виртуальной реальности из «Википедии». Само понятие виртуальной реальности можно понять интуитивно – это некая искусственная реальность, которая создаётся с помощью специальных устройств. Отличие виртуальной реальности от, скажем, обычной компьютерной игры в том, что вы находитесь в ней, происходящее является частью вашей окружающей среды.

Согласитесь, нельзя сравнить ощущения от вида океана на экране нельзя с тем, что вы будете переживать, оказавшись в нём. По сути, виртуальная реальность – это хитроумный эргономичный способ играть, путешествовать, учиться, тренироваться и делать ещё сотню вещей без каких-либо затрат.

Следует различать виртуальную реальность от дополненной реальности. Первая – это полностью альтернативный мир, где абсолютно все объекты и всё окружение созданы для вас умной программой. Дополненная реальность использует настоящую среду и даже настоящие предметы, однако при этом она их несколько модифицирует и использует по-своему в зависимости от поставленных задач.

Трудно поверить, но с дополненной реальностью вы сталкиваетесь каждый день – например, просматривая прогноз погоды или футбольный матч. Все эти стрелки с надвигающимися циклонами и проведённая линия офсайда на футбольном поле – это элементы дополненной реальности.

maxresdefault

Конечно, она может быть куда более впечатляющей. Здесь действует обратная пропорциональность – чем меньше реального остаётся в происходящем, заменяясь на виртуальное, тем увлекательнее становятся события.

Порой смешанная реальность может использовать только помещение в качестве границ виртуального пространства, а всё остальное «дорисовывать». Комната с голыми стенами, пара датчиков на вас и шлем – и вот уже вы в совершенно иной реальности, которую не могли себе вообразить.

Революция в реальности

Подобные технологии с «дорисовыванием» реальности вы видели в кино так давно, что перестали воспринимать как нечто удивительное. И действительно, уже к концу 1960-х появилось первое устройство, которое могло создавать виртуальную реальность. Однако технологии развивались крайне медленно – виртуальная реальность могла использоваться только для очень узких задач и требовала крайне дорогостоящего оборудования.

Всё изменилось недавно, когда на рынке появились первые шлемы виртуальной реальности. Американский подросток Палмер Лаки смог собрать портативный и довольно простой по принципу работы шлем, который собрал на Kickstarter в течение суток четверть миллиона долларов на реализацию. Позднее устройство получило название Oculus Rift, и вот уже мы говорим о том, что эра виртуальной реальности подобралась к нам максимально близко.

Palmer Lucky, 20, the creator of the Oculus Rift virtual reality video game headset that the Oculus company is developing in Irvine, California on Wednesday, February 6, 2013. Patrick T. Fallon/For The New York Times NYTCREDIT: Patrick T. Fallon for The New York Times

Стоит признать, что Лаки задумался о создании шлема очень вовремя и оказался в тренде в первую очередь из-за того, чтобы уровень развития современных технологий уже позволял создать устройство, которое было бы невозможно вообразить ещё десять лет назад.

Постоянное удешевление технологий, их растущая доступность, а также минимизация в размерах позволили сделать шлемы виртуальной реальности на порядок доступнее, чем это бывало прежде. Схожее устройство, даже если бы оно было создано в конце прошлого века, стоило бы по меньшей мере $100 тысяч – в 1990-е простой комплекс с дисплеем и отслеживающими датчиками обошёлся бы в $15 тысяч, мощный (по тем временам) графический процессор – ещё $60 тысяч. Вряд ли такое устройство могло оказаться в доме у каждого гика.

vephm9arvfjpnoajyd4kyhdwxw

Создание шлемов виртуальной реальности стало возможным также и из-за постоянно улучшающихся графических возможностей экранов. Как вы понимаете, поверить в создаваемую искусственную реальность невозможно, если она рябит в глазах и выглядит смазанной. Высокое разрешение современных устройств, способных демонстрировать под сотню кадров в секунду, делает изображение более чётким, гладким – и потому максимально комфортным для восприятия. Испытатели первых шлемов виртуальной реальности жаловались на постоянную тошноту, напоминающую морскую болезнь – это было связано именно с низким качеством изображения.

Невозможное возможно

Конечно, основными массовыми потребителями технологий виртуальной реальности будут геймеры – шлемы виртуальной реальности совершили революцию в играх и с развитием технологий прочно укрепят своё положение.

Кроме того, представьте себе кинематограф, где вы сможете стоять рядом с главным героем, видеть то, что видит он, ощущать всё на себе. Даже просмотр кулинарной передачи будет куда увлекательнее с технологиями виртуальной реальности, а музыкальные видеоклипы (не говоря уж о фильмах для взрослых) и вовсе могут отказаться от обычного двухмерного изображения.

oculus-army-2-1500x1000-1443621408-vojq-full-width-inline

При этом виртуальная реальность используется уже сейчас не только для развлечения, но и для более серьёзных задач.

Как и все революционные технологии, виртуальная реальность нашла себе применение в военной сфере – виртуальные тренинги пилотов, космонавтов давно в ходу у NASA, которые и прежде могли себе позволить дорогостоящее оборудование ещё до того, как оно вышло на массового потребителя.

Используется виртуальная реальность и для творчества, проектирования – это бесконечное рабочее пространство для дизайнеров, архитекторов, скульпторов, которым не нужно использовать дорогостоящие ресурсы и бояться совершить ошибку на стадии разработки. Такого рода профессиональные тренинги без риска для жизни смогут проходить врачи, водители, машинисты.

Интересный способ использовать виртуальную реальность нашли в Азии – уже открыты специальные клиники, где при участии психотерапевтов вы в виртуальной реальности можете бороться с собственными фобиями, депрессией, психологическими травмами.

Технологии виртуальной реальности могут использоваться в образовании – причём не только в высших или специальных учебных заведениях, но и в школах. Виртуальная реальность будет полезна даже для того, чтобы проводить выставки, создавать виртуальные музеи.

Реальность и виртуальность

Евангелисты виртуальной реальности каждый наступающий год спешат назвать годом виртуальной реальности. Лаки Палмер и вовсе обещает, что мы однажды наденем Oculus Rift и не снимем его уже никогда, потому что в этом больше не будет необходимости. Виртуальная и дополненная реальность станут естественной средой обитания человека, который сможет существенно экономить на ресурсах, реализовывая при этом все свои самые смелые фантазии.

Однако развиваются новые технологии не так быстро, как многим хотелось бы, и не все выпускаемые устройства оправдывают ожидания. С другой стороны, ещё несколько лет назад виртуальная реальность была недоступна для домашнего использования (что изменилось с созданием VR-шлемов), а теперь при желании можно вполне приобрести понравившееся вам устройство и испытать полное погружение в виртуальность на себе. Потенциал виртуальной реальности кажется по-настоящему безграничным, и всё что нам остаётся – это проявить терпение и ждать, пока будут реализовываться все планы и идеи разработчиков, с которыми мы знакомим вас ежедневно.