ZeniMax против Oculus: Джон Кармэк и его роль в скандале

В мире виртуальной реальности сейчас находится в активной стадии скандал, связанный с ZeniMax Media и Oculus. Компания ZeniMax Media подала в суд и требует признать, что первый шлем виртуальной реальности Oculus Rift был создан при использовании её технологий. События в зале суда разворачиваются стремительно, и мы решили подвести итоги: мы расскажем всё, что известно сейчас о деле ZeniMax Media против Oculus.

О том, что ZeniMax Media будет подавать в суд на Oculus, компания сообщила несколькими месяцами ранее. Длительное время потребовалось для того, чтобы собрать материалы дела. И вот на прошлой неделе началось судебное слушание, в ходе которого выяснилось много интересных подробностей.

Суд проходит в здании федерального суда Далласа. ZeniMax Media утверждает, что Oculus украл технологии, на основе которых создал и выпустил в продажу в апреле прошлого года свой шлем виртуальной реальности. Ключевым «помощником» в воровстве стал Джон Кармэк (John Carmack). Прежде он был техническим директором в ZeniMax Media, после чего покинул компанию в 2013 году и перешёл в Oculus. Там он работал в команде разработчиков и принимал самое непосредственное участие в создании устройства.

В Oculus в свою очередь утверждают, что ZeniMax Media не смогли придумать ничего такого, чего бы не было у Oculus. Обвинения истца ответчики называют «бесполезными и беспочвенными», а иск – «попыткой примешать себя к созданию технологии, для которой у неё нет видения, умений, терпения».

В зале суда каждая компания пытается оправдаться и выиграть дело, для чего пытается объяснить особенности своих достижений, открытых технологий – и чем они отличаются (или не отличаются) от конкурентов. Кроме того, иск ZeniMax Media относится также к менеджменту Oculus, то есть к Facebook, который купил в 2014 году компанию.

Все любят/ненавидят Джона Кармэка

Фигура Кармэка очень любопытна – и он находится в самом центре скандала, ведь именно его винят в утечке информации и продаже интеллектуальной собственности. Кармэк, по словам репортёров, работает по выходным, возвращается домой поздно по ночам в мятом костюме и со щетиной. На все вопросы отвечает, что предпочёл бы вернуться к работе или в виртуальную реальность.

При этом бывшие работодатели Кармэка в ZeniMax Media описывают его как «чрезвычайно опытного и высоко продуктивного» программиста, после чего делают вывод, что «Oculus Rift не мог быть создан без его участия».

Во время допроса в суде выяснилось, что Кармэк даже после смены места работы использовал компьютеры, которые прежде принадлежали ZeniMax Media. Также адвокат истца утверждает, что Кармэк «заимствовал тысячи файлов и электронных писем, перекидывал их на внешние USB-носители» во время увольнения. Обвинительная сторона утверждает также, что Кармэк участвовал в шантаже пяти сотрудников бывшего нанимателя, у которых он вымогал конфиденциальные данные. Эти данные потом он якобы «принёс» в Oculus.

На всё это Кармэк ответил, что только после увольнения в своём шкафу нашёл MacBook, который прежде был одним из его рабочих компьютеров в ZeniMax Media. Оттуда он скопировал всю информацию для себя, там же оказались все и рабочие конфиденциальные файлы. На вопрос о том, почему он не «нашёл MacBook в шкафу раньше», а только после увольнения, Кармэк ответил, что не любит iOS и «использует её только при необходимости».

Отметим, что Кармэк сознался в том, что скопировал файлы. Он сообщил: «Я скопировал файлы, которые мне копировать не следовало. Я думаю, что назвать это воровством можно, глядя на это со стороны, но в этом случае я не получил никакой выгоды и ZeniMax Media ничего не потеряла. Мне не следовало это делать, но я это сделал». Его адвокат потом добавил, что он вернул все документы в течение года и больше ничего с прошлой работы не заимствовал.

Отношения Кармэка с ZeniMax Media нельзя назвать простыми. Ранее он сообщил, что при увольнении компания не заплатила ему выходное пособие. Также он заявил, что не замешен в шантаже сотрудников, которые передавали конфиденциальную информацию. Относительно Oculus он считает, что компания не получила никакой выгоды от его увольнения из ZeniMax Media и не получила никакой секретной информации. Никакая информация из той, которую Кармэк скопировал, не передавалась в Oculus.

В ZeniMax Media обещали провести независимую экспертизу и оценить возможную выгоду Oculus. Кармэк на это ответил довольно просто: «Хорошо, я буду ждать результатов анализа».

1 мая 2014 года Кармэк написал на своей личной странице в Twitter: «Нет ничего, что я сделал бы в ZeniMax Media, и оно потом было бы запатентовано. ZeniMax Media принадлежит весь код, который я написал, но им не принадлежит виртуальная реальность».

$2 миллиарда? Лучше $3 миллиарда

В течение прошлой недели менеджмент Oculus и Facebook был допрошен в суде. Были заслушаны показания генерального директора Facebook Марка Цукерберга, изобретателя Oculus Rift Палмера Лаки, бывшего генерального директора и основателя Oculus Брендана Айриба.

Во время допроса Цукерберг сообщил, что суммарно сделка между Oculus и Facebook обошлась корпорации не в $2 миллиарда, как предполагалось всё это время, а в $3 миллиарда. Дополнительный миллиард был заплачен ключевым сотрудникам при переходе из одной компании в другую.

Кроме того, Цукерберг заявил, что не согласовывал свою версию событий и свои показания с другими коллегами, которые приглашены в суд. Он подтвердил, что доверяет своей команде. Относительно сделки между Oculus и Facebook он выразился очень просто: «Я доверяю своим юристам. Они не тратят много моего времени на то, что является невыгодным или неправильным». Также он настаивал на том, что все продукты Oculus создавались на основе технологий, придуманных самой Oculus.

Лаки и Айриб рассказали о конфликте между Oculus и ZeniMax Media более детально. Кармэк был принят на работу в качестве технического консультанта, после чего его доля в партнёрстве стала 2%. В ZeniMax Media тем не менее заявили, что считали это долей по меньшей мере в 15%. Айриб на это ответил, что такое распределение собственности посчитал бы «плевком в лицо».

Лаки сопровождал свои показания презентацией на проекторе, где пытался продемонстрировать особенность изобретённых им технологий и отличие разработок Oculus от конкурента. По мнению репортёров, ему это не всегда удавалось, что заставляло изобретателя нервничать.

Facebook

Итак, что же будет теперь?

Сейчас судебный процесс фокусируется на анализе исходного кода Oculus Rift. Одна сторона пытается доказать, что он вторичен, вторая – что он полностью самобытен и уникален.

В суде уже был допрошен сразу после Брендана Айриба профессор Принстонского университета Дэвид Добкин (David Dobkin). Он проанализирован исходный код продукта и заявил, что он «абсолютно уверен, что Oculus скопировал код у ZeniMax». В суде предстоит заслушать ещё несколько показаний сторонних экспертов и профессоров.

Ожидается, что окончательное решение судья примет по окончании предстоящей недели.