Направление на США мы взяли сразу же. Интервью с ARLOOPA

В этом коротком, но интересном интервью соучредитель и исполнительный директор компании ARLOOPA Арман Атоян рассказал нам о пути становления и развития компании — от локальной до международной.

От автора: компания ARLOOPA специализируется на разработке игр и приложений для виртуальной и дополненной реальности на мобильных устройствах, 2D и 3D контента и предоставляет услуги по работе с облачными сервисами дополненной реальности. Компания добилась признания не только на рынке Армении и России, но и в США.

Дима: Арман, добрый день. Я думаю, что нашим читателям будет очень интересен ваш опыт создания международной компании. Расскажите, как получилось, что компания из Армении смогла добиться таких высот на международном рынке?

arman-atoyan-250x250

Арман Атоян

Арман: Привет, Дима. Стоит начать с самого начала. Мы начинали как все в 2000-ные годы – с разработки веб-сайтов. Делали флеш-сайты, они были популярны, хорошо монетизировались. В то время они были самыми ходовыми, и мы их делали очень хорошо и качественно, у нас были отличные проекты.

Потом мы начали смотреть в сторону игр – поскольку игры тоже были на flash, то мы начали к этому идти. Но переменным моментом в нашей жизни был тот момент, когда мы выиграли конкурс от Microsoft – наша команда стала победителем локального конкурса Imagine Cup в 2011.

Мы, как финалисты, поехали в New York участвовать уже в конкурсе на его глобальной стадии. Там были команды отовсюду – из США, Японии и так далее. Этот момент был для нас переменным, поскольку мы поняли, что если мы лидеры и нас знают в локальных маркетах, то в глобальном смысле мы добились очень малого. И то, что делают другие люди, похожие на нас, нас очень впечатлило.

Мы решили, что наше развитие – только через инновации. Надо все время стараться работать на новых технологиях. Начиная с 2011 года мы начали разрабатывать на Kinect. Он стал нашим гаджетом, визиткой, поскольку мы начали делать интернациональные проекты. Люди из США, из Европы искали разработчиков, которые могут создавать интерактивные проекты. Нас находили через YouTube или через другие каналы. Мы начали разрабатывать проекты, которые были отправлены из-за рубежа.

20Соответственно, качество и сроки были совсем другими, мы начали работать под эти стандарты. Стали понимать, что здесь другой рынок и другие методы.

Начиная с 2014 мы для себя открыли AR/VR. В принципе, VR мы открыли еще раньше, начиная с Oculus DK1, но серьезно к нему не относились. Просто купили, поиграли и всё, поставили на стол.

Мы поняли, что это тренд, что нужно идти в эту сторону, что нужно создавать компанию, которая будет сфокусирована на эту тему. И что мы будем разрабатывать AR-приложения.

Конечно, без VR там никуда, поскольку эти два направления постоянно сталкиваются друг с другом. Мы создали отдельный бренд ARLOOPA, компанию — изначально в США. Мы поняли, что если будут партнерства с зарубежными компаниями, то им будет легче создавать контракты с американской компанией, чем с компанией из Армении.

И мы начали разрабатывать первые AR-приложения. Как и остальные, мы начали с визиток, стали их «аугментировать». Потом, когда Google показала первый Cardboard, в этот же день решили, что уже пора делать VR, поскольку технология стала пятидолларовой и стало понятно, что уже многие могут себе её позволить. До этого мы думали, как рынок отреагирует на Oculus, как много людей смогут пойти и купить себе девайс за 500 долларов. Это, конечно, маленький сегмент.

Начиная с этого времени мы стали работать в VR. К настоящему моменту у нас уже 21 приложение, больше 600 тысяч скачиваний и довольно хороший рейтинг по поводу некоторых игр и приложений. Кстати, меня очень радует, что люди, которые сегодня заняты в VR, подходят ко мне и говорят: «А, это вы сделали это приложение, а оно у меня есть», и показывают телефон с нашим приложением. Это самый большой кайф – понять, что то, что мы делаем, людям нравится.

Дима: Я знаю, что очень много сомнений и переживаний вызывает момент, когда делается ставка. И вы сделали большую ставку, по сути вы перепрыгнули СНГ и сразу вышли на США. Не было этого традиционного пути роста. Что вас вдохновило? Вы настолько сильно поверили, что будущее там, и вы точно там хотите быть?

Арман: Мы сразу взяли направление на тренд не в СНГ, не в Армении, а в США. Мы сразу решили идти на конкуренцию или просто зайти в этот сегмент.

С точки зрения боязни я думаю, что нет – уже давно мы не боимся. Мы все время вдохновляемся тем, что мы должны создать value, а не количество. Это я повторяю и моей команде: мы никогда не будем командой из 100 человек, которые делают аутсорсинг. Нас будет 20, 30,50, но это будет команда, которая будет создавать value, а не количество программистов. Мы решили, что это наш путь, мы идем по этому пути и нас очень радуют наши успехи. Мы всё делали своими руками, и сейчас дошли до момента, когда нас спрашивают, получали ли мы инвестиции. Мы говорим: нет, мы сами для себя инвестора, поскольку мы одной рукой предоставляем сервис, другой – развиваемся сами, вкладываем всё в развитие, в создание проектов, в создание своих собственных продуктов.

И часто это очень нравится инвесторам, поскольку многие люди и компании заблуждаются в том, что они думают так: если кто-нибудь нам не даст денег, то нам и делать ничего не надо. Они ищут кого-нибудь, кто спонсирует.

Конечно, если речь идет о миллионных проектах, то в таких случаях без инвестиций никуда. Но сделать шаг, сделать что-то свое и показать, что ты можешь сделать так, чтобы люди поверили в тебя – это обязательно, я считаю. Сейчас мы общаемся с инвесторами из России, из Америки и я думаю, что наш сильный фактор в том, что до момента, когда мы возьмем от кого-то деньги, мы сами создали и сами продвинули эту тему, и сейчас мы неплохо позиционируемся.

Дима: Вы упомянули инвесторов, значит, готовите какой-то большой проект, для которого нужны деньги? =)

Арман: Я считаю то, что мы создали, тестдрайвом. Мы создали 20 разных приложений, выпустили в их на рынок и просто следили, к какому из них интерес будет больше. Сейчас мы готовимся идти на второй шаг – создать более качественный, более длинный, более суперский контент на эту уже проверенную тему. Мы не просто так берем и делаем игру: у нас есть уже проверенные пути, который показывают: вот мы прошли этот путь, потестировали с вами этот прототип, который мы сделали, и видно, что эта тема интересна.

Сейчас мы хотим сделать в 100 раз больше, глубже и красивее. Поэтому нам нужны инвестиции. Кроме того, сейчас мы дошли до момента, что к некоторым проектам технически мы готовы по средствам, но маркетинг сами уже не потянем. Если мы хотим развивать этот продукт глобально, а не только в СНГ, то нужно поторопиться, поскольку рынок быстро растет. Я бываю на других мероприятиях, конференциях, выставках и я вижу, что все кипит, нужно поспешить. Если не поторопиться с продвижением, можно просто опоздать.

Дима: То есть я правильно понимаю, вы хотите делать контент под текущий маркет?

Арман: Мы просто проверили. Мы сейчас оглядываемся на HTC, начинаем смотреть на другие ПК-версии. Мы поняли механику, поняли, как вещи работают. Но для создания большого проекта и нам уже нужна поддержка.

Дима: Что вы думаете по поводу платформы Speech Center VR компании Cerevrum? У них полноценная система, под которую они в том числе ищут разработчиков контента? Интересна ли вам такая деятельность?

Арман: Пока что я не знаю деталей, поскольку не все доклады изучил. Да, нам интересно. Нам часто идут предложения из Китая и других маркетов, чтобы адаптировать наши текущие игры под их платформы. Мы очень настороженно к этому относимся. Просто всё это – время, и мы не можем успеть работать на всех фронтах, так что нужно взять стратегических партнеров и идти дальше.

21

Дима: Какой бы вы дали совет нашим молодым студиям, которых очень много в СНГ?

Арман: Я думаю, что самое главное — не бояться, идти вперед и пытаться делать шаги. И если что-то кажется новым, то, возможно, сейчас самое время, чтобы начать. У маленьких компаний больше шансов, если они сделают что-то быстрее, чем большие. Но если рынок уже состовшийся, то это значит, что все большие компании будут там, и ты опять-таки никуда не выйдешь, поскольку они приведут свои ресурсы и силы, и займут маркет.

Когда мы начали делать AR и VR, тогда еще не было так много разработчиков. И многие говорили нам, что это не сработает, не пойдет. Надо брать направления, которые связаны с новыми технологиями, которые вдохновляют, над которыми еще мало кто работает. Тогда шанс очень большой, что они доберутся.

Дима: А с точки зрения инвестиций? Когда нужно брать инвестиции?

Арман: Я думаю, что лучший момент для того, чтобы брать инвестиции или привлекать людей —  это когда ты уже дошел до момента, что сам уже не можешь идти дальше. Когда ты начинаешь, делаешь первые шаги, то там инвестиции не нужны. Ребенок может упасть несколько раз, но он научится ходить.

Дима: Арман, большое спасибо за интервью! Друзья, напомню, что в период с 8 по 9 октября компания ARLOOPA организует выставку AR/VR Showcase, посвященную технологиям и продуктам дополненной и виртуальной реальности, и портал VRGeek тоже в числе приглашенных.

23