Интервью с AVRA

Друзья, сегодня мы беседуем с Екатериной Филатовой — исполнительным директором Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA). Екатерина расскажет о целях Ассоциации и задачах, а также поделится своим профессиональным взглядом на развитие AR/VR в России.

Дима: Добрый день, Катя. Расскажи, пожалуйста, об Ассоциации – когда она была основана, какие у неё цели?

GER_4146Екатерина: Привет, Дима. Фактическим мы начали работать с июня прошлого года, а юридически Ассоциация образовалась в декабре, было семь основателей. Наша основная миссия – популяризация технологий в области виртуальной и дополненной реальности, поддержка и помощь компаниям в развитии и продвижении. В целом, не только компаниям, но и разработчикам, стартапам – это своеобразная консолидация участников рынка для того, чтобы поднимать его на новый уровень. Я считаю, что именно благодаря объединению усилий и смешению людей из разных отраслей возможно более стремительное развитие, нежели каждый участник рынка будет вариться в своей каше.

Дима: Какой путь вам удалось пройти за эти полгода, что вы уже успели сделать?

Екатерина: Если глобально, то я работаю с агентством стратегических инициатив, пытаясь интегрировать в VR их программы. Сейчас формируется рынок МедиаНет, в рамках которого будет формироваться поддержка VR, это будет осуществляться в коммуникационном формате. Есть рынок НейроНет, в котором есть проекты, связанные с интеграцией VR и нейроинтерфейсов.

Это если говорить о нашей работе, которая связана с государством. Кстати, 21-22 июля пройдет форум Агенства стратегических инициатив в Ботаническом саду на ВДНХ. Там одна из секций будет посвящена VR.

Дима: А ассоциация будет представлена?

Екатерина: Да. Мы хотим привести наши данные анализа рынка. На форуме будут лекции про VR-кино, лекции про использование VR и работу с роботами в космосе. Будет лекция о том, как и где учиться, если ты хочешь работать в VR.

Дима: Кто будет лекторами? Участники ассоциации?

Екатерина: Не только. Лекторы – это профессионалы рынка. Пока что здесь мы не ограничиваемся только участниками ассоциации, потому что есть очень квалифицированные участники рынка и и по формальным признакам они не входят в Ассоциацию. Но я считаю, что Ассоциация должна в первую очередь показывать высокий уровень развития проектов, поэтому я приглашаю тех, кто квалифицирован — каждый в своей отрасли.

Далее. Другая сторона нашей работы связана с компаниями. Мы предлагаем разнообразную помощь компаниям в развитии. Например, кому-то нужна помощь в поиске сотрудников, или партнеров, кому-то нужны консультации в развитии проекта и так далее.

В рамках мероприятий мы провели некоторое количество встреч. Одна из встреч, которая мне запомнилась – встреча с Энди Тач (Andy Tach – прим. ред), евангелистом из Unity. Это было в рамках сотрудничества с Unity как с международной компанией. Провели несколько конференций и два хакатона.

Qwest42-660x440

Дима: Ты обозначила также, что вы помогаете компаниям. Расскажи, пожалуйста, про компетенции, которые вы агрегируете внутри ассоциации. Какую помощь вы предоставляете?

Екатерина. Запросы бывают очень разные. Наиболее частые — это поиск сотрудников от компаний или поиск работы от участников рынка. Здесь я по сути выступаю посредником. Если компания ищет сотрудника, я делаю рассылку и ищу по базе потенциальных кандидатов.

Есть запросы по консультациям, по развитию проектов, по техническим вопросам. Я отправляю их к специалистам, компетентным в той или иной сфере. Например, сейчас благодаря Facebook, благодаря Фестивалю кино очень популярны съемки в формате 360. Поступает очень много запросов, и так как непосредственно я соответствующей технической компетенцией не обладаю, то я направляю их к участникам рынка, которые могут четко проконсультировать по этим вопросам.

Дима: А как выглядит эта форма запроса? Нужно быть участником ассоциации, чтобы отправить тебе запрос?

Екатерина. В идеале — да. Пока запросы могут направлять все. По факту участники ассоциации могут получать какие-то данные по этим запросам абсолютно бесплатно. Те участники, которые не состоят в ассоциации и получают какую-то поддержку – там оплата уже зависит от уровня запроса.

Дима: Что касается инвестиций. Ты обозначила, что вы помогаете привлечением нужных средств?

Екатерина. Не могу сказать, что за эти полгода я привела хоть одну компанию к инвестициям. Но пока за это время я сумела соединить некоторое количество компаний с инвесторами по запросам с двух сторон. Например, в рамках проекта ребята ищут инвестиции, и я отправляю их данные тем инвесторам, которые потенциально заинтересованы.

Сейчас у нас ведется достаточно плотная работа с несколькими инвестиционными фондами, которые желают инвестировать в VR. Мы обсуждаем с ними формат сотрудничества и каким образом будет привлечение компаний. Пока что это это в стадии договоренностей, но я надеюсь, что в ближайшее время это приведет к каким-то реальным процессам и сделкам. Хотя уже на AVRA Days приезжали представители инвестора из Швейцарии и Штатов, смотрели уровень небольших компаний. Насколько я знаю, у некоторых компаний уже идут переговоры по поводу инвестиций. Непосредственно в сделках я не участвую, здесь моя роль посредническая.

p5452

Дима. Скажи тогда, что мне кроме сессий вопросов и ответов дает участие в Ассоциации?

Екатерина. Возможность получения внутренней информации Ассоциации, аналитических данных по рынку, бесплатное участие в мероприятиях, которые проводятся непосредственно Ассоциацией. Еще получение партнерских скидок по тем мероприятиям, которые проводят другие участкики рынка. Например, для участников AR Conference наше партнерство предоставляло скидку. Также в Ассоциацию поступают запросы от разных мероприятий, которые хотят показать VR на своей площадке. Я делаю рассылку участникам Ассоциации с предложением выступить со стендом.

Ну и популяризация: мы помогаем в распространении информации о компаниях, проектах, маркетинговых мероприятиях.

Дима: Ты сказала, что в начале было семь компаний. А сколько их сейчас?

Екатерина. Это Vizerra, Fibrum, Play Display, Spider Group, Avrorus (VR Timvi) и еще несколько, всего десять.

Дима: Здесь у меня сразу появился вопрос. Есть достаточно известный игрок на рынке — Interactive Lab. Есть ли они в ассоциации?

Екатерина: Нет, а Ассоциации они не состоят. Честно говоря, вступление Interactive Lab в Ассоциацию было бы большим плюсом для меня, чем для Максима (Максим Козлов – CEO компании Interactive Lab, с которым мы недавно беседовали– прим. ред). По моим ощущениям, это одна из самых передовых компаний на рынке, которая ведет всю технологию вперед и делает самые неожиданные проекты на очень хорошем уровне.

Дима: А вот еще одна серьезная российская компания – ElligoVision.

Екатерина. Было обсуждение того, что они будут в Ассоциацию, но пока что нет, не состоят.

Дима: А что касается малых игроков? Максим Чижов, например (сооснователь Virtuality Club – прим.ред.).

Екатерина: Я думаю, что касается Максима Чижова и его Virtuality Club, то ему условно Ассоциация не нужна, а с какими-то другими проектами они пока что на рынок не пришли.

4MnnQ4cBwD0

Дима: А нужно ли нам, как СМИ, как информационному порталу, стремиться в Ассоциацию и какие бенефиты мы получим?

Екатерина: Я думаю, что для вас интересно получение какой-то инсайдерской информации, которая через нас проходит. Но я, как представитель Ассоциации должна хранить всё в себе. Но информация о хакатонах, о мероприятиях и активностях Ассоциации может приносить пользу для отрасли. Вот эта часть Ассоциации может быть интересна.

Если говорить про вхождение СМИ в участники Ассоциации, то это, конечно, будет мне льстить. Задачей Ассоциации является популяризация технологий, нужно показывать те проекты высокого уровня – новые, интересные, креативные, уникальные, задавать планку. И здесь сотрудничество со СМИ носит больше информационно-партнерский характер. Это партнерство в какие-то моменты и может стоить денег, но по факту это было бы взаимовыгодно и для меня, и для любых ресурсов.

Дима: Я обязательно рассмотрю этот вопрос =) Хорошо, Катя, поделись, каких целей вы хотите добиться до конца года? Есть ли какие-то количественные показатели, которые вы хотели бы изменить?

Екатерина: В идеале это привлечение большого количества участников. Но это уже вопрос непосредственно к участникам рынка, насколько они хотят вступать в Ассоциацию и делать совместные проекты, общаться вместе и участвовать в наших активностях.

Сейчас из активностей после AVRA Days появилось достаточно много запросов на проведение целевых. Как раз в конце октября — начале ноября будет такое, нацеленное на усиление бизнес-влияния, на применение в бизнес среде.

Из дальнейших активностей: мы создали лабораторию VR вместе с консорциумом школ. Будем проводить мероприятия, связанные именно с созданием новых креативных проектов в мультимедиа, играх, анимации. И объединять различные направления для создания новых проектов. Еще — проведение анализа рынка. Это из основных задач, которые мы планируем выполнить за этот год.

Дима: А что с небольшими компаниями, которые делают VR-проекты? Вот, например, Hello Computers, у них квест «Миссия Марс». Что для них будет интересно?

Екатерина: Главное из того, что мы можем предложить для них в Ассоциации — это нетворкинг. Мы сотрудничаем с маркетинговыми объектами, с крупными брендами, фондами. Раньше мы старались собрать большое количество людей — познакомиться с аудиторией, познакомить их между собой. По факту приходили программисты, просто интересующиеся VR, и ребята начинали между собой общаться. Теперь же наш фокус направлен на создание бизнес-истории, мы хотели бы устраивать нетворкинг с большими брендами — с теми, кто может способствовать крупным заказам, хорошим проектам. Здесь ценность заключается в создании бизнес-инфраструсткры.

223

Дима: Понятно. А что ты можешь сказать по поводу VAMR? Как ты считаешь, является ли организация VAMR, как сообщество профессионалов в области виртуальной и дополненной реальности – так они себя позиционируют – вашими конкурентами? Насколько я помню, они говорили, что задачей организации является собрание профессионалов и компаний, работающих с VR/AR и популяризация технологий. На мой взгляд, это достаточно сильно пересекается с целями Ассоциации.

Екатерина: Я не думаю, что мы с VAMR конкуренты. На популяризацию технологий работают очень многие. Тот же Максим Козлов из Interactive Lab делает для этого в несколько раз больше, чем мы все вместе взятые. Потому что он транслирует это с экранов РБК, принимает участие в Питерском экономическом форуме. Это одна сторона. Другая сторона – это то, что делаешь ты, популяризируешь технологию на широкие массы независимо от того, кто это. Читать и смотреть могут все.

Популяризацией занимается Сколково, Elligo Vision, Fibrum. За предыдущий год, мне кажется,  больше всего сделала Fibrum, потому что от них о технологиях узнало большое количество людей. Поэтому я не могу сказать, что если кто-то популяризирует VR, то это обязательно конкурент Ассоциации. Я за единую трансляцию качественных проектов.

Дима: Но при этом у вас нет коллаборации.

Екатерина: Здесь коллаборация – наверное, это больше человеческий фактор. Я общалась с представителями MIXAR о совместном проведении мероприятий, но по факту этого не случилось.

Дима: Понятно. Катя, а как ты вообще видишь, куда идет VR-отрасль?

Екатерина: Отрасль развивается невероятно быстро. В прошлом году во время анализа рынка я нашла около 60 компаний, которые делают проекты. Теперь по списку это уже около 250 компаний или проектов, которые связаны с VR. Я не могу сказать, что все они уровня той же Interactive Lab, но многие пробуют. Те студии, которые раньше не прикасались к интерактиву и к VR, уже начинают смотреть в эту сторону. Киношные, анимационные студии начинают пробовать использование VR, начинают разрабатывать большие игровые компании. И остальные набирают сотрудников и пробуют.

И увеличивается интерес к рынку со стороны заказчиков. Нельзя сказать, что рекламных проектов очень много, но они становятся более интересными, более качественными. И многие компании, смотря на VR, уже хотят это использовать. Не все понимают, как именно, но желание прикоснуться к новому способу достаточно большое. И надо отметить, что VR начинает постепенно внедряться в образовании и промышленности. Не так широко, как в рекламе, но люди из отрасли уже пробуют VR для своих целей.

GER_4671

Дима: На твой взгляд, какие интересные проекты мы увидим до конца года? Может, оживут какие-нибудь тренды, которых не было в прошлом году?

Екатерина: Надо признать, что в прошлом году ничего не было, а этот год просто взрывной в плане VR. Виртуальная реальность уже выходит в сферу пользователей и желающие могут попробовать в в Virtuality Club, у тебя, в торговых центрах и так далее. Сейчас Fibrum на одной из площадок в Москве показывает свой квест, к осени планируется выход еще нескольких квестов.

Вообще, с этого года начинают появляться VR-квесты. Они, конечно,  еще не претендуют на уровень таких высококвалифицированных работ, как у The Void, но это первые шаги к тому, чтобы показать потребителям, что такое VR. Здесь очень важный шаг – качество, чтобы потребитель не разочаровался в этих кейсах, чтобы захотел прийти снова и попробовать еще раз.

Появляются развлекательные комнаты, точнее — VR-перфомансы, как Миссия Марс». И всё больше на фестивалях показывают VR-проектов различных уровней.

Дима: Как ты думаешь, что будет в следующем году? Твои самые оптимистичные и футуристичные прогнозы!

Екатерина: VR взорвет всех. На самом деле, если честно, то о VR в прошлом году узнала сотня человек, а в этом тысяча, ну пусть десять тысяч человек. Но для того, чтобы это был большой рынок, чтобы технологии использовались в широких форматах, нужен еще больший охват.

Я очень надеюсь, что VR станет интегрироваться в разные развлечения и процессы помимо Москвы и Санкт-Петербурга. И если сейчас в Москве уже можно поиграть в шлеме HTC Vive, поиграть в VR-квесты, посмотреть различные перфомансы, посмотреть, как рисуют художники в виртуальной реальности, то в регионах только-только появляются стенды с DK2 и люди только-только начинают узнавать о VR.

Я очень надеюсь, что ближе к концу года технология будет уходить в регионы и использоваться в широком B2C-формате. Что появится достаточное количество контента, который будет интересен людям для использования в домашних условиях. Сейчас многие задают вопрос: зачем покупать шлем, контента так мало! И я очень надеюсь, что будет больше качественного контента, чтобы человек захотел его использовать не один раз, и не просто в качестве развлечения, а именно на постоянной основе.

Дима: Катя, большое спасибо за интервью. Друзья, напоминаю вам, что мы беседовали с Екатериной Филатовой, исполнительным директором Ассоциации дополненной и виртуальной реальности. Катя — не Unity-программист и не инвестор, но она делает многое, чтобы эта область развивалась максимально быстро и с каждым днем становилась всё лучше и лучше.

Редакция VRGeek поздравляет Екатерину с Днём рождения и желает всех благ!