Мобильная виртуальная реальность

Виртуальная мобильность для смартфонов. Что можно получить за $20.

Теперь, когда благодаря первой части нашего материала вы в общих чертах уже знаете, что такое виртуальная реальность, а также чем отличаются шлемы и гарнитуры, перейдем к более практическим вопросам. В этом материале мы хотим более подробно остановиться на гарнитурах, или очках виртуальной реальности, использующихся в паре со смартфоном.

Мы сами не раз упоминали о том, что такой вариант может дать некоторое представление о виртуальной реальности. Пусть не настолько полное, как если бы вы надели VR-шлем, подключенный к игровому компьютеру. И все же у мобильной виртуальной реальности, как мы решили её называть, есть свои существенные плюсы, главным из которых является цена – вполне приличную гарнитуру с контроллером для управления можно приобрести за $20-30.

Google Cardboard

Поэтому если считать, что тратиться на покупку смартфона уже не надо, то за эту небольшую сумму можно получить доступ к виртуальной реальности. Но насколько она «реальна»? Есть ли смысл в приобретении гарнитуры? Учитывая огромную разницу в цене, сможет ли она дать хоть немного тех ощущений, которые получает владелец дорогого шлема, подключенного к мощному компьютеру? На эти вопросы мы и собираемся ответить в данном материале. Также более детально рассмотрим требования к смартфонам, сами гарнитуры, а затем побродим по магазинам Google Play и App Store в поисках наиболее интересных приложений.

Требования к смартфонам

Так как гарнитуру, или, как её еще называют – очки виртуальной реальности, можно приобрести за относительно скромную сумму, то основной частью оборудования, необходимого для доступа в цифровой мир, мы считаем смартфон.

К счастью, благодаря огромному рывку в развитии мобильных процессоров и графических ускорителей за последний год-два, смартфон вовсе не должен быть флагманским, чтобы дать возможность побывать в виртуальной реальности. Разумеется, он должен быть современным, а не пятилетней давности. При этом некоторые требования к его характеристикам всё же есть, и далее мы расскажем, какие именно.

Прежде всего уточним, что о размере экрана волноваться не придется. Практически все гарнитуры поддерживают смартфоны с размером экрана от 4 до 6 дюймов, некоторые – до 7, так что буквально каждый владелец «умного» аппарата может попробовать испытать новый опыт.

Разрешение

Разрешение дисплея – то количество точек, из которых складывается картинка, отображаемая на экране. Чем их больше, тем более четкую картинку мы видим. Например, вот так при сильном увеличении выглядят экраны iPhone 5 с разрешением 640 х 1136 пикселей (326 ppi) и HTC J Butterfly с разрешением 2560 х 1440 пикселей (565 ppi). Здесь ppi — pixel per inch — это плотность количества точек на дюйм. Чем больше плотность, тем из большего количества точек состоит картинка.

theverge_560

В шлемах и гарнитурах, оснащенных линзами, экран телефона предстает перед нами в увеличенном виде. Соответственно, увеличиваются и пиксели. И если при «обычном» взгляде на экран того же iPhone 5 изображение кажется очень четким и «гладким», то «вооруженные» линзами глаза без труда увидят пикселизированную картинку.

Увы, но пикселизация отлично заметна даже при использовании смартфонов с максимальным на данный момент разрешением – 2560 х 1440 пикселей. Такими экранами, например, флагманы от Samsung – Galaxy S6 и S7, их конкуренты – LG G3 и G4, Sony Xperia Z5, Huawei Nexus 6P, а также другие весьма недешевые модели смартфонов.

Поэтому для того, чтобы первый визит в цифровой мир не был скоротечно завершен из-за низкого качества картинки, мы рекомендуем использовать смартфон с разрешением, не ниже чем Full HD, то есть 1920 х 1080 пикселей, а по возможности и больше. Разумеется, если ваш смартфон оснащен экраном с HD-разрешением, то есть «всего лишь» 1280 х 720 пикселей, то ваши глаза не «вытекут» от боли, но приятное впечатление от виртуальной реальности, скорее всего, будет несколько подпорчено.

Гироскоп

Каждый современный смартфон оснащен акселерометром (или G-сенсор). Это хитрое приспособление, как утверждает Википедия, «измеряет проекцию кажущегося ускорения». Сложное определение, но с работой акселерометра знаком каждый. В основном он используется для изменения ориентации экрана смартфона или планшета: вертикальная (портретная) или горизонтальная (ландшафтная) в зависимости от того, как вы поворачиваете устройство.

Что касается непосредственно «ускорения», то связанное с ним действие акселерометра можно наблюдать, например, в гоночных играх. Если наклонить экран смартфона в одну сторону, машина повернет направо. В другую – налево. Если увеличить наклон, то увеличивается и радиус поворота колес машины, причем это можно делать как плавно, так и резко. Это и есть то самое «измерение проекции кажущегося ускорения».

Такое длинное вступление нам было необходимо для того, чтобы поговорить о гироскопе. Принцип его работы во многом схож с акселерометром. Однако, в отличие от G-сенсора, гироскоп определяет ориентацию устройства в трехмерном пространстве. То есть показания гироскопа используются не только при наклонах смартфона вправо-влево, но и при его поворотах во все стороны.

virtual-reality-at-ted

Поэтому наличие гироскопа необходимо для того, чтобы в виртуальной реальности мы могли вращать головой и осматриваться по сторонам. Большинство игр и других приложений могут запуститься на смартфоне, который не оснащен гироскопом, однако осматриваться там вы не сможете. А без этого — какую же виртуальную реальность мы увидим?

Магнитный датчик

Наличие магнитного датчика не является обязательным, но, скажем так, приветствуется. Принцип работы датчика заключается в определении наличия, интенсивности и изменения магнитного поля. Например, магнитного поля самой планеты – при помощи датчика смартфон может стать компасом, указывающим направление на Север и Юг.

Более распространенное применение этого датчика в смартфонах связано с защитными чехлами. Так, при открытии чехла датчик реагирует на отсутствие магнита и активизирует экран. Когда чехол закрывается, то магнитное поле меняется и экран блокируется. Есть и другие варианты его использования, например, частичное отображение информации на части экрана для специальных чехлов с окошками.

sgs4-case-4_1

Что касается нашего случая, то есть очков виртуальной реальности, то многие из них оснащены магнитной кнопкой. Нажимая или сдвигая кнопку, вы тем самым меняете магнитное поле, на изменение которого, в свою очередь, реагирует магнитный датчик смартфона.

Дальнейший результат зависит от разработчика того приложения, которое запущено на данный момент. Например, нажатие магнитной кнопки может быть аналогично нажатию кнопки «Назад», или подтверждением выбранного действия. Это сделано для того, чтобы вам не приходилось каждый раз доставать смартфон из гарнитуры.

Гарнитуры

Гарнитуры, они же очки виртуальной реальности, по сути представляют собой коробку, в которой есть:

  • крепление для смартфона;
  • линзы для увеличения экрана смартфона;
  • механизм для регулировки расстояния между линзами;
  • механизм для регулировки расстояния между линзами и смартфоном;
  • ремни для крепления всей конструкции на голове.

В некоторых случаях, правда, довольно редких, гарнитуры оснащаются собственными датчиками – акселерометром, гироскопом, а также качественными наушниками, которые подключаются к смартфону. Однако если ваш смартфон уже оснащен этими датчиками, то нет никакой необходимости их наличия и в гарнитуре.

chinese-virtual-reality-head-mounted-displays-10

На сегодняшний день на рынке – в основном, китайском – представлены самые разнообразные модели гарнитур. Однако основным их отличием друг от друга, несмотря на разницу в цене, является только внешний вид. А на практике все они являются одним и тем же – пластиковой коробкой, в которую вы вставляете свой смартфон. Поэтому при выборе гарнитуры мы рекомендуем основное внимание уделить отзывам, описывающим линзы и удобство использования устройства.

Google Cardboard

Нельзя не упомянуть Google Cardboard. Создатели этого проекта решили доказать, что в качестве гарнитуры можно использовать обычный картон, сложенный особым образом и оснащенный линзами. Проект оказался настолько успешным, что компания Google всерьез принялась за его развитие и начала продажи одноименной гарнитуры, а рынок заполнился её бесчисленными копиями самых разных цветов, цен и качества.

vdk0itdcleizkm2ucumq

С одной стороны, функционал картонной гарнитуры, которую вы только что сложили по скачанной из интернета схеме, ничем не отличается от очков заводского изготовления. Здесь главное – правильно подобрать линзы. Однако при длительном использовании «картонка» всё же проигрывает заводским очкам в плане комфорта. Кроме того, такие гарнитуры, как правило, не оснащаются механизмами по регулировке расстояний между линзами, так как для этого необходим другой корпус, более прочный, нежели картон.

Управление

Если вы ходите использовать гарнитуру не только для просмотра видео, но и для игр, то вам понадобится отдельный пульт управления — геймпад. Комплект некоторых гарнитур изначально включает такой, но в большинстве случаев его необходимо купить самостоятельно.

bluetooth-controller-size2

Геймпады от игровых консолей, например, Sony PlayStation, оснащены двумя аналоговыми джойстиками. Один из них нужен для перемещения вперед-назад, второй – для того, чтобы осматриваться по сторонам. Но так как в виртуальной реальности для того, чтобы осмотреться, вы будете вращать головой, то можно приобрести геймпад только с одним джойстиком. Такой пульт можно приобрести всего лишь за $3-5.

Daydream

Daydream – это платформа для поддержки виртуальной реальности, которая будет встроена в новую, седьмую версию операционной системы Android. Эта платформа придет на замену Cardboard в конце 2016 года и выведет мобильную виртуальную реальность на более высокий уровень качества.

Используя смартфон с Daydream, нам больше не придется извлекать смартфон из гарнитуры, чтобы переключить приложение. Вместо этого мы будем пользоваться Daydream Home – по сути, обычным рабочим столом в виртуальной реальности, где будут размещены ярлыки для запуска установленных приложений. Для этих целей Google создаст особые версии приложений, рассчитанных на использование в виртуальной реальности — магазин Google Play, YouTube и остальное ПО.

472141

Картонных гарнитур больше не будет. Daydream предъявляет особые требования и к смартфонам, и к программному обеспечению. Так, от производителей смартфонов Google будет требовать, чтобы телефоны соответствовали определенным характеристикам: экраны с высоким разрешением и небольшим временем задержки отображения картинки, мощная начинка для запуска «тяжелых» игр и так далее. Такие телефоны будут сертифицироваться Google как «Daydream ready» — это значит, что они готовы к установке новой Android N со встроенной платформой виртуальной реальности и могут быть использованы для запуска соответствующих продуктов.

finaldaydreamreferncedesign-800x450

Что касается разработчиков ПО и игр, то от них Google также будет требовать немало. Например, вместе с платформой Daydream компания Google представила новый контроллер, использование которого разработчики будут должны учесть в своих проектах. Аналогичные требования будут предъявлены и к гарнитурам: на данный момент Google показала лишь эскизы гарнитуры, но можно не сомневаться, что время самодельных картонных коробок подходит к концу.

Приложения для мобильной виртуальной реальности

А пока что Google работает над Daydream, а разработчики судорожно обновляют свой компьютерный парк и торопятся стать сертифицированными партнерами, мы будем довольствоваться тем, что есть: несколькими сотнями приложений в магазинах Google Play и App Store.

Приложений, снабженных меткой «VR», действительно очень много – вряд ли вам хватит свободного времени, чтобы опробовать все. Большинство из них предлагаются бесплатно, но, разумеется, придется постараться, чтобы найти что-либо действительно стоящее среди них. Тем не менее, даже YouTube и Facebook, которые с недавнего времени поддерживают размещение 360-градусного видео, способны надолго приковать ваше внимание к своему контенту.

maxresdefaultYouTube

В целом, VR-приложения можно условно разделить на три основных направления: игры, демонстрации и видео. Игр очень много – начиная от всем известных «покатушек» на тележке Roller Coaster и до вполне себе серьезных «стрелялок» или многочасового строительства своего мира в Minecraft. Даже самые простенькие гоночки, где на трассе, обозначенной парой линий, вам надо объезжать бочки, обозначенные парой линий другого цвета, в первое время вполне способны вызвать вау-эффект. А для владельцев гарнитуры Samsung Gear VR и вовсе открыты врата в игровой рай – магазин приложений Oculus, где можно найти по-настоящему хорошие игры для VR.

unnamed123

Под демонстрациями мы имеем в виду приложения, позволяющие при помощи 360-градусных фотографий исследовать различные места нашей планеты: от японских хай-тек городов до космических и подводных глубин, от музеев и достопримечательностей, до обычных пасторальных пейзажей. Разумеется, всё то же самое можно увидеть на обычном мониторе, но поверьте: простейшая возможность осматриваться вокруг, как будто вы находитесь там, привносит новые впечатления.

unnamed321

Наконец, видео. Выше мы уже сказали про YouTube и Facebook – основных поставщиков соответствующего контента. В последнее время с появлением недорогих камер, способных снимать видео 360-формата, становится возможным найти видео на любой вкус: от потрясающих экшн-съемок при помощи дорогих профессиональных камер GoPro Omni или Nokia OZO, до любительских короткометражек и просто интересных и веселых «видосиков».

Omni_life4.1

 

Вывод

Данным материалом мы хотели рассказать, что виртуальная реальность может быть намного ближе и доступнее, чем многие считают. Разумеется, смартфон не сможет играть на равных с полноценным VR-шлемом и игровым компьютером, но все-таки уже сейчас представляет альтернативу, заслуживающую внимания. И если вы точно не хотите тратить деньги на дорогую игрушку в виде шлема и компьютера, но все же не прочь испытать новые ощущения, то мобильная виртуальная реальность – то, что нужно.

Для любителей статической информации можно привести пару цифр: например, Oculus сообщила, что только за апрель 2016 года было отмечено более миллиона пользователей гарнитуры Samsung Gear VR, тогда как на данный момент по миру «бродит» лишь порядка 60 тысяч шлемов HTC Vive. Если же к первой цифре добавить владельцев официально проданных Google Cardboard – а это 5 миллионов экземпляров – и прочих гарнитур, то оказывается, что в мире уже существует огромная армия пользователей мобильной виртуальной реальности.

С другой стороны, следует понимать, что даже никакой YouTube не может нивелировать опыт, полученный от общения с «отцами» виртуальной реальности в виде Oculus Rift или HTC Vive. Эти шлемы оснащены качественными дисплеями, тщательно разработанными линзами, а мощности так называемых VR-ready компьютеров во много раз превышают возможности даже флагманских смартфонов. Кроме того, нельзя забывать об отслеживании движений в трехмерном пространстве, чего нельзя добиться от обычного гироскопа. Поэтому в следующих материалах мы постараемся так же подробно рассказать о том, что вы сможете получить от полноценного шлема виртуальной реальности.