Oculus в 2016: Триумф, конкуренция, скандалы и борьба

Представьте, если бы вы могли увидеть «честный трейлер» событий будущего для Oculus Rift ещё в 2012 году, когда это была всего лишь кампания по сбору средств на Kickstarter? Какими бы тогда были наши ожидания от 2016 года? Давайте попытаемся представить и заодно вспомним, как это было – Oculus в 2016.

В далёком 2012 году Oculus Rift представлял из себя прототип, сконструированный Палмером Лаки (Palmer Luckey) в гараже его родителей. И вот четыре года спустя это компания, которую купил Facebook за $2 миллиарда.

В апреле 2016 года компания наконец начала массовую продажу шлема виртуальной реальности Oculus Rift, которую все ждали столько лет. Публично прототип был продемонстрирован ещё в конце 2015 года на конференции CES, после чего все желающие могли сделать на официальном сайте предзаказ устройства. Официальная цена была уже определена – $599 в США.

oculus-eve-valkyrie-preorder-exclusive-v3

Сразу в сети появились недовольные пользователи, которые припоминали слова Лаки – он обещал, что шлем будет стоить не больше $350, когда была выпущена вторая версия устройства для разработчиков в 2014 году. Тогда же в январе Лаки принёс публичные извинения за обманутые ожидания.

Но даже несмотря на недовольство ценой шлем был распродан ещё на стадии предзаказа. В Oculus сообщили, что шлемы распродаются быстрее, чем доставляются – все устройства были проданы с апреля по август. И тогда же появились первые жалобы по поводу доставки – возникала путаница, некоторым приходилось ждать покупку несколько недель, потому что её попросту не было в наличии. У некоторых заказы отправлялись обратно или не принимались, хотя предзаказ был сделан заранее. Некоторым пришлось ждать до трёх месяцев, чтобы всё-таки получить свой шлем.

palmerama

Недовольство усиливалось на фоне успешных продаж HTC Vive – причём они были запущены спустя две недели после релиза Oculus Rift. В случае с HTC Vive проблем с доставкой не возникало, кроме того, конкурент сразу продемонстрировал более укомплектованную версию шлема с датчиками в наборе, которые сканировали движения пользователя в пространстве. Oculus Rift выигрывал за счёт более низкой цены.

Сразу появились вопросы и по поводу контента. HTC Vive имеет доступ к уникальному контенту Steam – особенно пользователям пришлись по душе такие приложения как Tilt Brush и Job Simulator. Для Oculus Rift они оставались недоступными.

rift-vs-vive1

В целом в 2016 году проявилась тенденция борьбы за открытые экосистемы контента для различных платформ. Так как HTC сотрудничает с Valve, разработчики HTC Vive намерены были обойти по продажам Oculus Rift именно благодаря уникальному контенту из Steam, тогда как в Oculus боролись за то, чтобы уникального контента не было и все программы, игры и приложения были доступны для любой платформы – и любого шлема виртуальной реальности. Решение HTC вызвало много возмущения со стороны обладателей Oculus Rift, которые имели новый шлем виртуальной реальности, но не могли с его помощью получить доступ ко всему VR-контенту.

Несомненно, борьба ещё будет продолжаться и в 2017 году, и компании будут и далее балансировать на грани, желая и сотрудничать, и при этом конкурировать одновременно, отвоёвывая друг у друга аудиторию.

first-rift-order-2

В сентябре Oculus оказался замешен – пусть и косвенно – в ещё одном скандале. В средствах массовой информации появились сведения о том, что Палмер Лаки тайно спонсировал интернет-кампанию сейчас уже избранного президента США Дональда Трампа. Это вызвало скандал, и Лаки пришлось извиняться – уже второй раз за год. Во время своего выступления он не только извинился, но и выразил надежду, что инцидент не повлияет на репутацию компании. После этого, однако, ходили слухи о том, что работать Палмеру в компании осталось недолго и он чуть ли не отстранён от всех значимых проектов. Он даже перестал постить сообщения в Twitter и Facebook, тогда как его аккаунты были сверхпопулярны и всегда вызывали живой интерес у публики. И отметим, что ждать его скорого возвращения к публичным выступлениям и контактам даже не стоит.

oculus-touch-2-e1480936320973

Осенью наконец был запущен контроллер Oculus Touch, который несколько опоздал – почти полгода пользователи Oculus Rift были без него. Цена на него в $199 сделала комплектацию шлема по цене равной HTC Vive.

После запуска Oculus Touch библиотека игр для пользователей расширилась чуть ли не на полсотни единиц, а многие крупные проекты Steam стали доступны наконец и на платформе Oculus, пусть и без официальной поддержки. Таким образом, конкуренты выровнялись.

brendan-iribe

Пожалуй, самой шокирующей новостью 2016 года после старта продаж Oculus Rift для компании стал уход с позиции генерального директора Брендона Айриба (Brendan Iribe). Ранее компания объявила о том, что прежние проекты будут делиться на два основных подразделения – это будет одна команда, работающая с программным обеспечением для персонального компьютера, и другая команда по работе с мобильной версией контента. Айриб возглавил первое подразделение, и место главы Oculus всё ещё остаётся вакантным.

2016 год был трудным и тяжёлым для Oculus. Непонятно, какова тенденция развития компании – она может превратиться в ещё одно подразделение гигантского Facebook – или же может оставаться дочерней компанией со своей собственной линией развития. Несмотря ни на что, Oculus в 2016 году подарил нам Oculus Rift – первый, уникальный в своём роде и более чем актуальный шлем виртуальной реальности, который сделал для нас VR на порядок ближе.