Почему AR для промышленности перспективнее, чем VR?

Ключевые выводы исследования с участием 50 компаний.

Первое в России исследование по применению технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности на промышленных предприятиях представили на ежегодном форуме AVRA DAYS. Автором исследования стала AVRA – Ассоциация виртуальной и дополненной реальности России и СНГ. 

Руководитель направления «Промышленность» AVRA, директор Formika Lab Екатерина Дегай презентует результаты исследования на AVRA DAYS 26 ноября 2019 года.

2019 год для промышленного AR/VR стал переломным

Аббревиатуры AR/VR для большинства промышленных предприятий в России перестали быть непонятными: определены ключевые кейсы и параметры оценки их эффективности. Поддержку технологии получили и на уровне государственной стратегии: летом наряду с искусственным интеллектом и робототехникой AR/VR признали сквозными цифровыми технологиями. По дорожной карте финансирование на AR/VR-проекты могут получить и стартапы, и крупные предприятия.

Екатерина Филатова Президент AVRA

«AVRA активно работала над дорожной картой. Стало ясно, что рынку не хватает аналитических данных. По промышленному AR/VR в 2019 году вышло международное исследование Capgemini Consulting с участием 700 компаний из США, Китая, Германии, Франции, Англии и скандинавских стран. Согласно ему, те предприятий, которые используют AR/VR технологии в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов. Мы хотели получить подтверждение этих данных в России».

Екатерина Дегай Руководитель направления «Промышленность» AVRA, директор Formika Lab

«Пока мы готовили исследование, мы увидели несколько интересных примеров внедрения AR/VR на предприятиях в России. Например, на «СИБУР Тобольск» работает «AR сервис» — порядка 70% пуско-наладочных работ при покупке дорогостоящего иностранного оборудования на предприятии проходят с использованием AR-очков, что позволяет ускорить их, а кроме того, дает существенную экономию».

Исследование AVRA поддержали международная промышленная выставка «ИННОПРОМ», компания SAP, Агентство промышленного развития Москвы, Фонд развития промышленности. 
Из 50 компаний-участников — 64% — крупный бизнес, 12% — средний, остальное – малый и микро бизнес. Более 40% участников – это специалисты, ответственные за инновации и НИОКР, более 16% — за IT-инфраструктуру, а в более чем 10% случаев анкету заполнили сами руководители предприятий. Среди участников такие компании как «Газпром нефть», «СИБУР», НЛМК, «Вертолеты России», КАМАЗ, РЖД, Евраз. 


50 промышленных предприятий

Участники исследования

  • ПАО Газпром нефть 
  • ЗАО Авиационный Консалтинг ТЕХНО 
  • ОАО Кировский завод 
  • ПАО КАМАЗ 
  • ТОО Казцинк 
  • АО Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля 
  • АО ОДК 
  • ОЦРВ (ОАО РЖД) 
  • ООО УЗМО 
  • АО ЕВРАЗ НТМК 
  • ООО Просто Лофт 
  • ООО СИБЭКС 
  • АО ЦМКБ Алмаз 
  • ООО Энерготех-Эжектор 
  • DMG MORI (ООО Ульяновский Станкостроительный Завод) 
  • АО Уралэлектромедь 
  • ООО FORMA 
  • ООО Стройтэкпроект 
  • ОАО АТЛАНТ, промышленная группа 
  • ООО МАКЕТиР 
  • ОАО РЖД 
  • ФГУП ВНИИА 
  • ООО СТАН 
  • ПАО Силовые машины 
  • НПО Энергомаш 
  • АО Кронштадт 
  • ФГУП Московский эндокринный завод 
  • ОАО Жировой комбинат (РУСАГРО) 
  • АО УЭТМ 
  • ООО ТОМУС 
  • ПАО Северсталь 
  • Schlumberger 
  • Abagy 
  • ПАО Машиностроительный завод 
  • ПАО ОДК-Сатурн 
  • ОАО УГМК 
  • ПАО НЛМК 
  • ООО Цифровые Контрольные Технологии 
  • ПАО Корпорация Иркут 
  • АО НПК ВТ и СС, АО РТИ 
  • 2050.digital (АО Трансмашхолдинг, ГК Локотех) 
  • ЦДРП (РЖД) 
  • AO НПК КБМ 
  • ПАО ПНППК 
  • ПАО СИБУР 
  • ООО ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект 
  • ООО АВАТРИ 
  • ООО Компания Элта 
  • ОАО ЩЛЗ 
  • Предприятие ВПК (название не публикуется по просьбе участника)

Степень готовности промышленных предприятий России к AR/VR

Для внедрения на промышленное предприятие технологий дополненной и виртуальной реальности нужна цифровая среда. VR, а особенно AR проект может запустить за собой целую волну технологических изменений. 
Для эффективного использования AR предприятию необходимо иметь IT-инфраструктуру, например, решить вопрос с защищенными каналами интернета, а также оцифровать многие внутренние бизнес-процессы. Например, AR-очки для обслуживания и ремонтов оборудования рекомендуют встроить в ERP-систему. Кроме того, AR/VR-технологии не редко работают на стыке с другими технологиями, в частности, искусственным интеллектом. Именно по этой причине один из блоков анкеты оценивал степень цифровизации промышленных предприятий, то есть в контексте исследования степень готовности к AR/VR.


  Согласно данным, только 4% участников не считают цифровизацию приоритетом, 32% поняли ее важность, но пока не предприняли необходимых шагов. Остальные же 64% уже разработали стратегию и приступили к ее реализации, а в отдельных случаях даже начали масштабировать решения. Как следует из исследования, у 58% участников на предприятиях созданы центры инноваций. 

Любопытно, что в рейтинге AR и VR оказались на второй и третьем месте среди других технологий. Но нужно при этом отметить, что голоса участников распределились довольно равномерно, разрыв между вариантами ответов не велик. 

Алексей Леонтович
Заместитель генерального директора SAP СНГ

«На наш взгляд, степень цифровизации и использования цифровых технологий, в частности AR и VR, в российской промышленности всё-таки несколько преувеличена. Пока мы видим, скорее, отдельные пилоты и немногочисленные проекты. С другой стороны, использование AR-инструментов – безусловный тренд и то, что компании хотят применять его в 2020 году, кажется нам обоснованным. Большинство промышленных компаний уже автоматизировали финансовые и HR-процессы, закупки и логистику, и сейчас переосмысляют процесс цифровизации производственных задач с использованием интернета вещей, компьютерного зрения, машинного обучения и роботизации. 

С точки зрения цифровой зрелости промышленного сектора – российские игроки в большинстве своем не отстают от западных коллег, а в некоторых проектах даже опережают их. Много компаний создают и тестируют технологии в собственных цифровых лабораториях и вводят новую должность – CDO – Chief Digital Officer. И это подтверждается результатами проведенного исследования.»


Наиболее эффективные AR/VR-кейсы для промышленности

До начала анкетирования организаторы исследования совместно с экспертами рынка определили по 5 наиболее актуальных кейсов для AR и VR.

Виртуальная реальность
[ VR ]

  • Кейс 1. Проектирование в виртуальной реальности

Возможность просматривать промышленные объекты в виртуальной среде, выявляя коллизии и ошибки на ранней стадии без необходимости физического прототипирования.

  • Кейс 2. Визуализация цифрового двойника предприятия

Возможность перемещения по цифровому двойнику предприятия в реальном масштабе, внесение изменений в данные прямо в VR.

  • Кейс 3. Обучение сотрудников в виртуальной реальности

Виртуальные тренажеры для персонала, позволяющие воссоздать любую ситуацию на промышленном предприятии, в том числе, отработать последовательность действий в случае чрезвычайной ситуации, освоить новое оборудование, пройти курс по повышению квалификации.

  • Кейс 4. Удаленное взаимодействие в виртуальной реальности

Возможность сотрудникам, удаленным друг от друга, обсудить в наглядном формате тот или иной промышленный объект/продукт, сэкономив время специалистов и командировочные издержки.

  • Кейс 5. Виртуальный осмотр производственной площадки

Актуально для опасных производств, экономия на командировках.

Дополненная реальность
[ AR ]

  • Кейс 1. Цифровые инструкции

Пошаговые рекомендации, позволяющие сотруднику совершать сборочные операции, операции по обслуживанию и ремонту оборудования с привязкой к конкретным узлам оборудования.

  • Кейс 2. Удаленный помощник

Удаленный специалист на мониторе компьютера видит то же, что и сотрудник на предприятии с помощью камеры на очках. Предусмотрена двусторонняя голосовая связь, возможность с помощью цифровых интерфейсов в пространстве размещать необходимую информацию.

  • Кейс 3. Наложение цифровой модели на физический объект

Путем сравнения позволяет выявить коллизии и ошибки при производстве или строительстве.

  • Кейс 4. Навигация по промышленному предприятию, складу

Позволяет решить логистические задачи внутри предприятия, кроме того, обозначить опасные участки производства.

  • Кейс 5. Продажа продукции промышленного предприятия

Демонстрация будущего продукта клиенту или партнеру – его характеристик и возможностей – в формате интерактивных анимированных 3d-моделей в размере 1:1. Актуально, если продукт сложный и трудно транспортируемый.

Участники исследования указали, какие кейсы они уже применяют, какие планируют начать применять в 2020 году, а также какие кейсы являются наиболее перспективными по сумме показателей. 

Что важно, все кейсы оценивались по параметрам эффективности. Их выделили пять типов: снижение затрат, экономия времени на проведение операции, снижение числа ошибок персонала, снижение требований к квалификации персонала, а также повышение безопасности. По большинству параметров выбранные для исследования кейсы получили высокие оценки. 


 В сфере VR самые высокие баллы получили такие кейсы, как обучение сотрудников и проектирование. 

Среди тех, кто заполнял анкеты исследования – Антон Бесходарный, руководитель программ технологической стратегии «Газпром нефть». 

Антон Бесходарный
Руководитель программ технологической стратегии

«Газпром нефть»«В VR сейчас достаточно сложно придумать какие-то кейсы, помимо перечисленных в исследовании. В нашей компании два ключевых кейса – это обучение персонала в VR и просмотр инженерных моделей в VR. Во втором случае я бы сделал акцент не просто на визуализацию цифрового двойника / инженерной модели, а на совместную работу с моделями объектов и моделирование различных ситуаций с этими моделями.»

В «Газпром нефти» разработана дорожной карта развития технологий AR/VR до 2025 года. Согласно ей, к 2025 году обучение в VR по охране труда и промышленной безопасности будет проходить каждый сотрудник компании, что позволит снизить риски на 30%. К 2022 году в «Газпром нефти» с помощью VR будут приниматься до 90% инженерных моделей, что даст сокращение сроков проектирования на 10%.

Еще один участник исследования – Сергей Дороничев, руководитель отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger в Пало Альто (США). Центр в «Кремниевой долине» позволяет международной компании аккумулировать в одном месте знания о новейших технологиях. О появлении новых девайсов или технологических компаний здесь узнают в числе первых. Здесь же пилотируют разработки, и из этой точки их масштабируют далее по филиалам корпорации, в том числе, и в Тюмени, где у Schlumberger есть представительство.

Сергей Дороничев
Руководитель отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger

«В моем видении, наиболее перспективным применением виртуальной реальности в ближайшее время есть и будет обучение персонала. За последние 2 года рынок VR-образования вырос с $300 млн до $6 млрд, и скорость роста только увеличивается. Использование VR для проектирования, безусловно, тоже является отличным примером того, как данная технология может приносить существенную пользу, но в моем понимании, конечных пользователей в данном случае гораздо меньше, нежели в сценарии с VR образованием».

Среди AR-кейсов абсолютными лидерами стали кейсы «Цифровые инструкции» и «Удаленный помощник». В первом случае речь идет о пошаговых рекомендациях в AR, позволяющих сотруднику совершать сборочные операции, операции по обслуживанию и ремонту оборудования с привязкой к конкретным узлам оборудования. Во втором случае удаленный специалист на мониторе компьютера видит то же, что и сотрудник на предприятии с помощью камеры на AR-очках. Предусмотрена двусторонняя голосовая связь, возможность с помощью цифровых интерфейсов в пространстве размещать необходимую информацию. 

Сергей Дороничев
Руководитель отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger

«Полностью согласен с результатами опроса, касаемо приоритетности по AR-кейсам. Это то, что мы видим, проводя многочисленные опросы и оценивая результаты пилотных проектов. Согласно замерам на наших предприятиях, сборочные операции с применением AR-очков идут на 15% быстрее, чем при использовании мобильных устройств с цифровыми инструкциями. Если же сравнивать эффективность AR-очков относительно бумажной документации эффективность возрастает стремительно – на 103%».

Какие возникают сложности при реализации AR/VR-проектов

Авторы исследования выделили 4 типа барьеров для реализации AR/VR проектов на промышленных предприятиях России: экономические (в т.ч., высокие затраты на создание инфраструктуры для внедрения технологий, а также стоимость самих AR/VR технологий), законодательные (в т.ч., импортозамещение и невозможность использования на российских государственных предприятиях наиболее продвинутых AR/VR устройств), социальные (в т.ч., неподготовленность специалистов, отсутствие опыта взаимодействия с подобными технологиями) и технические (в т.ч., слабые аккумуляторы, большой вес устройств).

Антон Бесходарный
Руководитель программ технологической стратегии «Газпром нефть» (ГПН)

«Основные барьеры – это ограничения устройств и сложности в разработке контента. Контент должен становиться дешевле, он должен быть легко масштабируемым и переиспользуемым. Устройства должны становиться легче, время работы в них должно увеличиваться. Также необходимо развивать haptic-интерфейсы для повышения степени погружения в VR».

Сергей Дороничев
Руководитель отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger

«В нашем случае основными барьерами являются сложности связанные с интеграцией AR/VR устройств и процессов в уже существующие системы компании, обеспечение ИТ безопасности новых устройств, массовое создание контента, и долгое согласование проектов. 
На следующий год в приоритетах — качественная визуализация объектов дополненной реальности вне помещений. Существующие на данный момент решения позволяют частично решать данную задачу, но при этом далеко не всегда стабильны и требуют улучшения». 


  Дискуссия после презентации исследования «Барьеры для внедрения AR/VR на промышленных предприятиях» с участием Schlumberger, Газпром нефть, Siemens и Ubimax. 

AVRA DAYS, 26 ноября 2019 года.Важность интеграции AR/VR в бизнес-процессы отмечали и другие участники исследования. Как показал опрос, умение работать с подобным функционалом напрямую влияет на выбор AR/VR-разработчиков в России. Надо отметить, что при этом среди критериев выбора подрядчиков стоимость AR/VR-решения в рейтинге оказалась на довольно низкой позиции. 

Екатерина Филатова
Президент AVRA

«В России сейчас работает порядка 400 компаний — AR/VR-разработчиков, но только 10-15% из них работают с рынком промышленности. Я могу отметить Formika Lab, VR Concept, Varvin, VR Professionals, Modum Lab. Действительно, как и подтвердило исследование, рынок пока развивается. 

Самим промышленным предприятиям также не всегда хватает знаний. Иногда запросы на проекты c AR/VR формируются исходя из желания повторить чей-то публичный опыт, без глубокого анализа потребностей конкретной промышленной компании и ее подразделения. Первое с чего стоит начать предприятию – четко определить, какую проблему они собираются решить и точно ли для этого подходит AR/VR». 

AR/VR: сроки и стоимость

Усредненная оценка сроков и стоимости AR/VR-проектов не позволяет отразить реальную стоимость разработки, так как она зависит от большого числа параметров – сложности задачи, объема контента, используемого устройства и т.д. Тем не менее она позволяет получить некоторые ориентиры. Согласно опросу участников, сроки пилотирования – около 3 месяцев, цена пилота – порядка 1-3 млн рублей, сроки внедрения – от 6 месяцев до года, цена внедрения – порядка 10-30 млн рублей. 

Алексей Каленчук
Директор по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополненной реальности «Сколково»

«На мой взгляд, сроки пилотирования AR/VR проектов занижены. Скорее всего, это происходит из-за типовой ошибки — недооценки объёма предпроектных работ. Сотрудники компаний, не обладающие экспертизой в применении технологии, либо вообще не проводят анализ бизнес-процессов с оценкой добавленной стоимости и эффектов от внедрения, либо же делают это самостоятельно и поверхностно, допуская существенные ошибки. Второй типовой ошибкой является недооценка количества итераций по обратной связи от функциональных заказчиков. В любом случае, пилотирование AR/VR проектов, учитывая этап предпроектного обследования, редко занимает меньше 6 месяцев на промышленном предприятии. 

Что касается цены пилотов, мне видится, что она также должна быть выше. Стоимость разработки контента и тестового оборудования для AR/VR разработки в пилотном проекте, зачастую, не превышает 1млн. рублей, но сопутствующая работа методологов и специалистов, умноженная на количество итераций по доработке, выводит типовую цену пилотирования в бюджет от 3 до 5 млн рублей. 

Что же касается цены и сроков «раскатки» решений на всю организацию, продолжая логику относительно пилотных проектов, компании совершенно не осознают возможных масштабов внедрения и, главное, масштаба возможных эффектов. 

Хорошим инструментом для финансирования таких проектов может выступить частное (бизнес-ангелы) или государственное (институты развития, напр. Фонд «Сколково») финансирование». 

Отдельный блок вопросов исследования был посвящен планам компаний на 2020 год, в частности, объемов инвестиций в AR/VR. Согласно результатам, такие проекты планируют более 60% компаний — участников. 

Алексей Каленчук
Директор по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополненной реальности «Сколково»

«Больше трети промышленных компаний не планируют инвестировать в AR/VR. На мой взгляд, это абсолютно нормальная ситуация, демонстрирующая текущее понимание технологий AR/VR в отраслевом разрезе. Флагманом инвестирования в AR/VR являются компании, перешедшие из концепции отраслевой компании, к понимаю своей сквозной/платформенной роли за счёт развития технологий, они инвестируют не только во внешние решения, но и в собственные лаборатории («Газпром Нефть», ВТБ, «Сбербанк», «Сибур» и пр).»


AR или VR: что перспективнее, с точки зрения промышленности

На вопрос: «Какая их технологий вам кажется более перспективной?» 82% участников ответили – AR. Эксперты подобный перевес считают закономерным.

Антон Бесходарный
Руководитель программ технологической стратегии «Газпром нефть» (ГПН)

«Дополненная реальность имеет гораздо более широкий спектр применения в промышленности, чем виртуальная реальность. Плюс к этому, есть ощущение, что потенциал виртуальной реальности уже практически раскрыт, а потенциал дополненной реальности практически не ограничен. Я бы предложил не недооценивать VR, но в целом согласен: потенциал AR больше».

Сергей Дороничев
Руководитель отдела AR/VR Инновационного Центра Schlumberger

«Я бы сказал, что обе технологии перспективны и будут развиваться – и не только в промышленном направлении. VR хорош для образования, компьютерных игр и удаленного общения (VR Facebook). В то же время, дополненная реальность имеет отличные перспективы стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, т.к. данная технология не требует полного отрыва от реального мира. Вы можете получать информацию из дополненной реальности в работе, в быту или на отдыхе, ведя свой обычный образ жизни. И именно поэтому, в целом, решения дополненной реальности будут применяться намного чаще виртуальной в ближайшие несколько лет».

Екатерина Дегай
Руководитель направления «Промышленность» AVRA, директор Formika Lab

«Мы планируем сделать исследование ежегодным. Это позволит увидеть динамику, сравнить показатели год от года. Помимо исследования мы намерены начать формировать библиотеку успешных кейсов, чтобы у предприятий была возможность делиться друг с другом экспертизой и лучшими практиками».


Ключевые выводы:

  • Виртуальная и дополненная реальность становятся эффективным инструментом для промышленности, в том числе, в России
  • Наиболее перспективными кейсами в VR являются обучение персонала и проектирование, в AR – «Цифровые инструкции» и «Удаленный помощник»
  • Промышленные предприятия в России имеют больше опыта в применении VR, но стратегически более перспективным считают AR4AR/VR проекты способны запустить за собой целую волну технологических изменений, это часть общего процесса цифровизации компании
  • В 2020 году компании намерены выделять инвестиции на AR/VR-проекты

Ознакомиться с полными результатами исследования можно здесь

Комментарии

You must log in to post a comment