Разработка игр и виртуальная реальность. Интервью с Вячеславом Уточкиным

VRGeek продолжает знакомить своих читателей с представителями российского VR-сообщества. Информационное поле, создаваемое вокруг новой технологии, не менее важно, чем ее аппаратные составляющие. Именно информация, распространяемая через СМИ, масс медиа и социальные сети, позволяет донести до конечного потребителя то, что данный продукт действительно заслуживает внимания.

Поэтому в этот раз VRGeek побеседовал с Вячеславом Уточкиным, директором образовательных программ по игровой индустрии ВШБИ, и выяснил мнение эксперта о зарождающемся рынке.

Наталия: Итак, давайте начнем. Как Вы пришли в область разработки игр? Чем она Вас так зацепила, что Вы пошли дальше?

Вячеслав Уточкин

Вячеслав: Началось это достаточно давно. Около 7 лет назад я работал в банке начальником информационно-аналитического отдела и jnнеплохо зарабатывал. Но когда я сидел на работе и смотрел на часы, у меня проносилась мысль: “5 вечера, осталось еще целых 2 часа”. Никакой радости и удовольствия от работы тогда не было. И хотелось изменить свою жизнь. Чтобы глядя на часы в пятницу вечером думать «5 вечера, осталось еще всего 2 часа! Ну, ничего, есть выходные еще поработать J». И я решил пойти и попробовать свои силы в играх. Потому что играть в игры люблю с юности, как в компьютерные, так и различные вариации оффлайн развлечений, включая настольный теннис, волейбол, бильярд, настолки и др.

Приняв волевое решение менять свою жизнь, подал резюме на младшего гейм-дизайнера в компанию “IT-территория”. Прошел, но там и зарплата была меньше в 5 раз по сравнению с тем, что я зарабатывал на тот момент. 3 месяца думал, и вот через три месяца в бой. Но к тому времени эта крутая вакансия уже была, конечно, занята. Тем не менее, мое резюме там передали коллегам и предложили попробовать себя в качестве продюсера оперирования, как раз тогда брали на оперирование игру про финансы и бизнес, а я был из банка. Прошел все собеседования, выполнил тестовое задание, и вот сбылась мечта – я работаю в игровой индустрии!

Наталия: Продюсером Mail.ru?

Вячеслав: Да, но тогда компания еще называлась Astrum Nival и шел процесс слияния с Mail.Ru, которая выкупила 100 % компании Astrum Nival в феврале 2010. Таким образом, началась моя карьера в игровой индустрии.

Я первые пару лет запускал и оперировал браузерные игры. Позже стал продюсером известной MMORPG “Perfect World”. Потом работал над «Armored Warfare: Проект Армата». После этого решил сменить сферу деятельности и пошел работать в ВШБИ (Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ). Там я по сей день являюсь директором образовательных программ по игровой индустрии. Это первая образовательная программа профессиональной переподготовки на базе государственного ВУЗа по созданию игр.

Наталия: Вы являетесь создателем курсов, насколько я знаю?

Вячеслав: Вместе с моим другом, Константином Сахновым, который сейчас является директором игрового департамента компании Rocket Jump, на базе Высшей школы бизнес-информатики мы создали эту образовательную программу.

Наталия: На этой программе Вы являетесь преподавателем? Что Вы преподаете?

Вячеслав: Моей ключевой задачей является не преподавание. Моя цель – собрать лучших преподавателей – действующих топовых сотрудников игровых компаний — по каждой дисциплине, которые у нас есть. У нас много дисциплин, в том числе касающихся гейм-дизайна, касающихся оперирования (запуск и поддержка успешного функционирования проекта на рынке), управления командой и т.д. Подробнее можно посмотреть на нашем сайте.

Сам я преподаю один предмет — оперирование игр. Там я рассказываю о том, что представляет собой работа продюсера оперирования, даю инструменты, которыми пользуется продюсер (калькулятор расчета окупаемости проекта, шаблоны для планирования и аналитики, списки полезных ресурсов, где инди-разработчик может собственными силами обеспечить публикации своей игре без вложения бюджета и т.д.), разбираем примеры и принципы работы монетизационных акций, чеклист запуска игровых проектов на разных платформах из 300+ пунктов и др.

Наталия: У Вас на курсах обучают программированию в VR, AR, MR?

Вячеслав: У нас нет программирования на курсах как такового. Это одна из особенностей программы. Мы готовим тех, кто заниматься как самостоятельной инди-разработкой, так и хочет трудоустроиться в игровые студии на должности геймдизайнер, руководитель проекта или начать там свой путь с основ – комьюнити-менеджером, гейм-мастером и др. Мы даем знания и навыки по всему, что касается проектирования игровой логики, подготовки продуктовой документации, проработки игровых механик, технических основ разработки, отдельный упор на монетизацию. И всего, что касается управления командой, управления проектом, маркетинга игр, авторского и договорного права, контроля качества разработки, etc. Наши слушатели в процессе обучения готовят всю геймдизайнерскую документацию по своему проекту, часто объединяясь в команды, запиливают прототип. Многие уже во время обучения выходят в soft launch. Программирование и дизайн многие слушатели уже знают и в процессе объединения в команду берут на себя эту функцию, либо заказывают на аутсорсе.

Что касается виртуальной реальности, то многие наши слушатели во время обучения готовят проект именно с использованием технологий AR/VR, по которому они защищаются на итоговой аттестации.

На последней защите, проходившей 2 февраля, одна из наших слушательниц защищалась по теме создания VR-аттракциона. Другой слушатель занимался созданием своей мобильной VR-игры. Они успешно защитились. Аттракцион уже запущен, ну а мобильная VR-игра есть в прототипе.

Не так давно вышла статья про нашего выпускника, который занимается разработкой VR-шоурумов. Идея состоит в том, чтобы дать возможность застройщику представить свой ассортимент в реальном масштабе с фотореалистичным изображением, максимально полным ощущением пространства, а также необходимым ему интерактивом в виртуальной реальности. Таким образом, в одном помещении можно показать не одну квартиру, а сразу несколько, вплоть до демонстрации микрорайона. Его можно осмотреть, в рамках виртуальной реальности зайти в каждую квартиру и изучить, как она выглядит.

 Наталия: Какой VR-проект, созданный вашими студентами, вызвал у вас наибольший восторг?

Вячеслав: Мне больше всего как раз-таки понравился этот шоурум в виртуальной реальности. Виртуальная реальность – это решение не только для развлекательной сферы, но и для бизнеса. Эти ребята как раз показывали свой проект на лекционном дне по игровой индустрии – однодневной конференции проходившей у нас в ВШБИ. И он вызывает достаточно широкий интерес у аудитории.

Интересно то, что внутри этого проекта можно даже выйти на балкон и попробовать спрыгнуть с него (но не спрыгивается конечно), открывать шкафы и т.д. В шутку обсуждали со слушателем мол скример туда “зашить”, но естественно это «не самый лучший вариант» для данного B2B решения =)

Наталия: А если говорить конкретно о вашей деятельности в VR и AR индустрии. Чем Вы занимаетесь в этой области? Расскажите о ваших проектах.

Вячеслав: В тот момент, когда я переходил из Mail.ru в организацию образовательных программ, я уже начинал смотреть в сторону виртуальной реальности. Я люблю читать, и тогда был период, когда я увлекался таким жанром книг, как ЛитРПГ – направление литературы, когда главный герой попадает в игру с эффектом полного погружения. И у меня есть такая маленькая мечта, дожить до того момента, когда это самое погружение станет возможным. Именно full immersive VR. Чтобы пользователь получал не только зрительные и звуковые сигналы, но и тактильные ощущения, и запахи, и вкусовые.

Мне захотелось глубже разобраться в этом деле, и я решил приблизить тот момент, когда полное погружение в виртуальную реальность станет реально. Я начал изучать эту область. В ВШБИ мы запустили образовательную программу по VR “ «Методология VR-разработки» Для этой программы мы пригласили специалистов, которые уже несколько лет создают VR-проекты. Также я запустил собственную мобильную VR-игру 2048 VR. Она была чисто тестовой, без какой-либо монетизации. Я просто тестировал, какого это, создавать игры для виртуальной реальности на Unreal Engine. Вот она эта история.

Также я являюсь основателем русскоязычных профессиональных сообществ по дополненной и виртуальной реальности (https://www.facebook.com/groups/vr.ar.gamedev/ и  https://vk.com/virtualnaya_realnost_segodnya), снимаем с другом передачу по виртуальной реальности, организую VR-митапы и конференции VR-Today.

Наталия: А вот игры под VR, AR, MR и классические PC проекты, есть ли различия при разработке? Что сложнее?

Вячеслав: Хороший вопрос. Но на него нельзя однозначно ответить. Разработка игр под все платформы – это искусство, как многие любят говорить. Но это также и огромный труд. Ты работаешь с утра до ночи, смотришь на часы и думаешь: “О, 3 часа ночи, осталось поработать всего 2 часа”. В общем, это очень тяжелая работа. Причем это касается как VR-игр, так и обычных. Кроме того, важно понимать, для какой платформы создается игра, какого класса игра, она будет предназначена для компьютера или мобильного устройства.

К примеру, для мобильной VR я делал игру очень дешево и быстро. Она была экспериментальной, поэтому много ресурсов она не потянула. Но даже если делать серьезную мобильную VR-игру, то это все равно не многомиллионные затраты. Хорошую мобильную VR-игру можно сделать за 10-20 тысяч долларов США. Если говорить об играх под компьютерный и консольный VR , то там, конечно, совсем другие суммы.

Наталия: А сейчас выгодно создавать VR-игру или нет?

Вячеслав: Если посмотреть в Steam, то можно увидеть, что там есть игры, выручка которых составила больше миллиона долларов. Надо конечно учитывать комиссии сторов, налоги, затраты на разработку и оперирование. Тем не менее, если посмотреть Steam Spy Raw Data 70К+ копий по $39,99, Serious Sam VR 20К+ по $39,99, Job Simulator хоть и бесплатно раздавался, но и продано нехило, Fantastic Contraption и др. А недавно вышедшая и теперь моя любимая игра в VR Robo Recall хоть и раздается бесплатно владельцам Oculus Touch, но при этом сам Oculus щедро заплатил за ее разработку создателям.  Выгоднее на мой взгляд пока что делать для мобильного VR, потому что затраты меньше, производство быстрее, отдача также быстрая, хоть и не такая, как стационарной VR. Но потратив от 10 000-20 000 долларов США на разработку, можно выручить  в два-три раза больше.

Наталия: Поделитесь с нашими читателями, есть ли какие-то компании, в успехи которых вы уверены?

Вячеслав: VR-индустрия – это энтузиасты с горящими глазами. И это достаточно молодой рынок, Многие на рынке виртуальной реальности даже занимаются этим без сверх прибыли, а некоторые и вовсе без нее. Но все они хотят заниматься этим делом, это их увлекает, на это горят глаза. А у меня есть стойкое убеждение, проверенное на собственном опыте, что когда дело приносит радость то и успех приходит.

Конкретно в кого верю, а в кого не верю озвучивать не буду 😉

Наталия: Чем Вы еще занимаетесь в области виртуальной реальности?

Вячеслав: Помимо VR-игры и обучения, я организовываю конференции. В частности VR-Today – тусовка виртуальной реальности. В ходе нее разработчики и энтузиасты VR уже собирались на митапы от 100 до 300 человек. Там мы обмениваемся опытом, питчим свои VR-проекты и в неформальной обстановке обсуждаем свои идеи, ищем точки для взаимодействия. Это открытая встреча, посвященная разработке, запуску, позиционированию и монетизации продукта в сфере виртуальной реальности. Главная цель таких мероприятий – общение между членами сообщества виртуальной реальности. В ходе VR-Today можно наладить внутрииндустриальные связи, договориться о выгодном сотрудничестве или просто завести полезные знакомства в VR-сфере.

Встреча VR-Today посвящена разработке и продвижении игр, приложений и устройств виртуальной  реальности, так что на ней будет интересно как разработчикам VR-контента, так и создателям Hardware-решений.

Наталия: Выходит это свойское общение в расслабленной обстановке?

Вячеслав: Да, очень эффективный формат конференции.

В этом году у меня будет еще конференция в стенах ВШБИ. Там будут проводиться доклады в течение всего дня, представлены VR-кейсы, стена вакансий в VR, косплей, стенды компаний и т.д.. По итогам будем выдавать всем участникам сертификат.

Наталия: Вы не думали заняться в дальнейшем созданием VR-игр?

Вячеслав: Конечно, я думаю об этом, раз даже делал игрушку для VR. Но пока рано о чем-то говорить публично.

Наталия: А у Вас дома есть VR-шлем?

Вячеслав: Да, конечно. Oculus Rift CV1 с Oculus Touch.

Наталия: Каков Ваш прогноз для VR-рынка?

Вячеслав: Сейчас есть проблемы с проводами, которые создают неудобства, проблемы с весом шлема, с разрешением, с качественным контентом в достаточном объеме и т.д.. Пока ключевые проблемы не буду решены, полноценного выхода на масс-маркет не будет. VR ориентирована на гиков и владельцев PS4. Я думаю, что VR-рынок станет массовым к 2019 году или даже позднее Рассуждения на эту тему дело для отдельной статьи.

Наталия: То есть сейчас виртуальная реальность является больше B2B решением?

Вячеслав: Возьмем  развлекательный контент. Это больше рынок B2C, причем все прогнозы свидетельствуют, что именно развлекательный будет приносить больше всего дохода и зажжет эту индустрию. Хоть сейчас эта область и не приносит сверхприбылей, она даст свои плоды в будущем.

Конкретно сейчас зарабатывать больше именно на B2B. Самый простой способ – делать VR-проекты под заказ и получать за это гонорар от заказчиков.

Наталия: Разработка VR и AR приложений. Какие особенности и какие различия?

Вячеслав: Опять же, все зависит от платформы. VR, к примеру, делится на мобильную и стационарную виртуальную реальность, в свою очередь стационарная делиться на PC и консоли. Дополненная реальность также зависит от платформы.  Делаете вы приложения в дополненной реальности под мобильные, либо это под Hololens, либо иное.

В общем, все зависит от того, под какую платформу разрабатывать.

Наталия: Как Ваши студенты относятся к виртуальной реальности? Что об этом думает молодое поколение, интересующееся программированием?

Вячеслав: К VR/AR достаточно большой интерес. Мы водим наших слушателей в клубы виртуальной реальности на экскурсии, проводим циклы лекций на эту тему. Нашим слушателям интересна VR/AR индустрия. Кто-то на нее смотрит с любопытством, ну а кто-то уже сейчас создает собственные проекты.

Тренд виртуальной реальности растет, поэтому наши слушатели, с каждым новым потоком, проявляют все больший интерес к виртуальной реальности.

Наталия: Что ж, спасибо за уделенное время, Вячеслав. Думаю, что после Ваших лекций, слушатели с удовольствием потянутся на VR-Today и к виртуальной реальности =).