Многие стартапы прогорят, но инвесторам не следует волноваться

Далеко не все стартапы, кажущиеся перспективными сегодня, окажутся полезными завтра. И даже несмотря на это инвесторы рынка виртуальной реальности не должны сомневаться: средства стоит вкладывать. Виртуальная реальность ещё покажет себя. 

На прошлой неделе посетители сайта стартапа EnvelopVR могли видеть следующее объявление: «EnvelopVR закрыт. Пожалуйста, обращайтесь на электронную почту».

Один из первых стартапов в мире виртуальной реальности EnvelopVR, запущенный в 2014 году, провалился. Проект представлял собой превращение традиционного окна рабочего стола Windows в экран с виртуальной реальностью. EnvelopVR даже нашёл инвесторов (компании Madrona и GV). Планировалось, что EnvelopVR позволит пользователям создавать под себя собственную трёхмерную виртуальную среду с полным эффектом погружения. Привычный рабочий стол авторы EnvelopVR называли «невозможно устаревшим». Несмотря на такие далеко идущие планы, проект реализовать не удалось.

snimok

Причины краха

И это далеко не единственный проект, который потерпел крах и не был воплощён. И не всегда стартапы проваливаются из-за отсутствия финансирования. Например, стартап Vrideo, который предполагал создание видеохостинга для видео в виртуальной реальности, также был объявлен закрытым. Изначально проект должен был стать неким аналогом YouTube, но в виртуальной реальности. Однако с появлением 360-видео на YouTube необходимость в Vrideo просто отпала, несмотря на то, что проект был успешно профинансирован. Авторы проекта объявили о его закрытии в прошлом ноябре.

Стоит отметить, что все по-настоящему стоящие стартапы или проекты с более или менее реалистичными планами не закрываются. В основном прогорают те стартапы, идеи которых оказываются нежизнеспособными, бесполезными или слишком далёкими от реальности. То есть даже учитывая то количество проектов, которые прогорают, не стоит по-настоящему расстраиваться и считать, что виртуальная реальность теряет что-то действительно потенциально важное. Новости о неудачных стартапах даже можно считать хорошими новостями, потому что на их месте появляются новые проекты. И, как правило, они намного лучше, продуманнее и интереснее.

vrideo-logo1

Многие из нас настроены очень оптимистично относительно виртуальной реальности. В конце концов, мы бы не посвящали этой теме так много времени и не рассказывали бы вам обо всём самом интересном, если бы это не было чем-то стоящим и значимым. Однако даже самым ярым фанатам виртуальной реальности и самым сильным энтузиастам следует понимать: мы наблюдаем только самое начало развития мира VR. Нам предстоит ещё длинный путь, и нам нужно набраться терпения.

Не всё сразу

Стоит только вспомнить, какой путь успели проделать мобильные телефоны. Они превратились из недоступной, громоздкой, нефункциональной роскоши в абсолютно обыденную вещь, без которой мы не представляем себя. Которая доступна практически всем. Не говоря уже о том, насколько изменился сам функционал смартфонов и сколько других устройств они практически вытеснили, заменив своими умениями.

То же можно сказать и о виртуальной реальности. Вполне вероятно, что в будущем VR вытеснит собой тот же мобильный телефон и ряд других устройств. Однако нам стоит подождать, чтобы увидеть, когда и как именно это произойдёт. И самое главное, должны подождать инвесторы – и ни в коем случае не опускать руки и не прекращать финансирование стартапов.

Не всегда можно быть уверенным, что стартап действительно будет успешным. Проект может казаться ошеломляющим, смелым и перспективным. Однако постоянное развитие технологий, внедрение инноваций шокирующий вчера проект могут сделать сегодня ненужным, устаревшим.

cb-insights-vr-investment

Например, сейчас, пожалуй, самой горячей темой в мире виртуальной реальности являются беспроводные технологии. Управление устройствами виртуальной реальности на расстоянии, управление взглядом, «отрезание» проводов у VR-шлемов – всё это самые актуальные тенденции развития виртуальной реальности. Однако кто знает, что будет актуально уже через год?

Кроме того, стартап может провалиться даже не из-за идеи или отсутствия инвестиций. Тот же EnvelopVR до сих пор остаётся актуальным по своей сути, он имел достаточно финансирования. Основная причина его провала – неспособность выйти на потребительский рынок. В компании так и не смогли чётко понять, на кого они будут ориентироваться. Так как модель покупателя не была выбрана, компания так и не смогла начать продажи своего продукта. В противоположность этому многие лидеры IT-рынка сначала мониторят потребительские интересы, предпочтения, запросы. Так поступают, например, в Microsoft, Intel и NVIDIA.

htc-vive-pre-lighthouse-3

Кроме того, виртуальная реальность всё ещё остаётся относительно дорогостоящим удовольствием. Не каждый может позволить себе приобрести шлем виртуальной реальности или даже VR-очки, так как те требуют топовую модель смартфона.

И при этом виртуальная реальность стала куда ближе, чем ещё пять лет назад. Можно представить, что будет ещё через пять лет – вполне вероятно, шлемы будут у каждого и технологии продвинутся куда дальше, чем мы сейчас можем представить. Сейчас же пока цена, комфорт и функционал не всегда идеально балансируют в случае с устройствами для виртуальной реальности.

Сомненья прочь

Это всё может вызывать сомнения у инвесторов, которые вкладывают свои средства в развитие проектов и стартапов. Особенно сомнения могут возникать сейчас, во время начальной стадии развития рынка.

Несмотря на это, в течение прошлого года в рынок виртуальной реальности было вложено примерно $650 миллионов венчурных инвестиций. И, стоит сказать, мы надеемся, что дальше – больше.

По сути, сейчас наблюдается некий замкнутый круг. Относительно низкая покупательская способность потребителей рынка виртуальной реальности смущает инвесторов. Но она такова из-за высоких цен на устройства, которые требуют инвестиций. Инвестиции сделают устройства более продвинутыми, инвестирование повышает конкурентоспособность – а это вызывает снижение цен. То есть пока люди мало покупают, а инвесторы мало вкладываются, рынок будет в тупике. И именно инвесторы, как активное звено рынка, могут прервать этот замкнутый круг.

Реклама в 360

Фактически, стоит пожертвовать прибылью в некой краткосрочной или даже среднесрочной перспективе, понимая, что долгосрочная прибыль будет куда больше при развитии рынка виртуальной реальности. И потому можно сказать, что именно сейчас самое лучшее время, чтобы вкладывать свои средства в стартапы и инвестировать в проекты. Рынок виртуальной реальности уже намного более развит, чем в далёком 2012 году, однако ещё имеет огромные перспективы.

В крупнейшем инвестиционном фонде Madrona Venture Group заметили: «Мы продолжаем верить в будущее виртуальной и дополненной реальности. Мы верим в улучшение потребительского опыта, в рост технологий и внедрение инноваций. Мы намерены и далее вкладывать средства в AR/VR-проекты, которые покажут себя в долгосрочной перспективе. Мы считаем это поведение правильным. Только такое поведение инвесторов может двигать рынок вперёд».