Отзыв: The Elder Scrolls V: Skyrim VR для PlayStation VR

С тех пор, как The Elder Scrolls V: Skyrim VR была заявлена для мира виртуальной реальности ранее в этом году во время E3 2017, голодные геймеры и любители виртуальной реальности по всему миру с нетерпением начали ждать даты релиза игры. Мир виртуальной реальности, утопающий в море полузакрытых демо-превью и коротких часовых «пользовательских опытов», которые предлагают небольшую глубину погружения, просто нуждался в появлении массивного, растянутого, максимально детализированного и многочасового приключения. Несмотря на то, что это всего лишь перенос игры шестилетней игры в мир виртуальной реальности, само предложение путешествовать по огромной территории игры с невероятной силой виртуальной реальности было слишком хорошим, чтобы быть правдой. Может ли игра, такая массивная и интерактивная, действительно быть адаптированной для виртуальной реальности как надо? Кроме того, могут ли контроллеры Move для PlayStation VR обеспечить достаточно хороший опыт, чтобы рекомендовать саму игру? У нас наконец есть ответы на эти и многие другие вопросы.

Skyrim впервые вышел в 2011 году на PlayStation 3, Xbox 360 и компьютера. С тех пор он получил три расширения. Это обновление Enhanced Edition для компьютера и переиздание на PlayStation 4 и Xbox One Также мы получили адаптированную версию для Nintendo Switch, выпущенную 17 ноября. Теперь мы ещё и получили Skyrim VR для PlayStation VR, выпущенную в тот же день. Как неоднократный победитель всех возможных премий и номинаций в категории «Лучшая игра года», это действительно именно тот представитель игровой индустрии, который должен продвигать виртуальную реальность. И который мы с нетерпением ждали.

То, что делает Skyrim настолько замечательным, повторяется в формуле RPG открытого мира, которую Bethesda уже много лет совершенствует к этому моменту. После The Elder Scrolls III: Morrowind, The Elder Scrolls IV: Oblivion и Fallout 3 у Bethesda была прочная база для создания такого рода игры. В результате Skyrim предлагает почти бесконечную переигровку. С десятком начатых заново игра и полностью открытой системой прогрессирования вы можете играть в игру так, как сами того хотите. В основной игре и её расширениях есть сотни часов контента для игроков, чтобы поглотить всё ваше внимание.

Основной сюжет

Основная история посвящена рассказу о вас, персонаже игрока, наделенном ролью драконорождённого (Dragonborn). Это означает, что вы произошли от некогда вымерших драконов, которые вернулись, чтобы причинить максимальный ущерб этому миру. Вы последняя надежда против Алдуина, Пожирателем Мира, и вы должны научиться языку драконов, обладать невероятной силой и стать героем. Ну, вам нужно бы всё это сделать – но вы можете поступить иначе и просто гоняться за бабочками и собирать цветы. Или стать лидером Гильдии Магов. Или поселиться в своей хижине, построить дом на реке и выйти замуж или жениться. Или почти всё, что вы ещё только хотите.

Хотите стать воином с мечом и щитом, который носит тяжелую броню и запугивает всем на своём пути по всему миру? Действуйте. Вы просто повышаете свой уровень и зарабатываете новые навыки, просто делая то, что хотите. Вы можете постоянно тренироваться, вкачивать очки и увеличивать собственное владение оружием одной рукой. То же самое касается лука, щита, заклинаний и всего остального. Это означает, что ваш маг из клана Тёмных Эльфов, который действует как скрытный убийца, будет играть и развиваться совершенно иначе, чем орк вашего друга.

Настоящая легенда

Играть в Skyrim – это выполнять упражнения на терпение. Причём независимо от того, какую версию событий вы выбрали и как вы играете.

Игры Bethesda настолько грандиозны и непредсказуемы с бесчисленными движущимися частями, насколько они также и пронизаны и ошибками. Да, даже сейчас, спустя шесть лет, в Skyrim всё ещё есть ошибки. Не так много, заметим, но, играя в Skyrim VR, вы можете наткнуться на нелепые анимации, объекты, которые плавают, вместо того, чтобы быть помещенными на землю, как предполагалось. Кроме того, как правило, вам постоянно попадается на глаза много моделей, отсекающихся, выскакивающих и действующих странным образом. Это происходит вокруг вас и несколько влияет лишь на восприятие игры. Но это не влияет на сюжет или ваше цельное впечатление от игры.

Если вы играли в игру на любой другой платформе, если вы знаете её большой и полный вариант достаточно хорошо, у вас наверняка были сомнения в том, как она будет адаптирована в виртуальную реальность и всё ли будет гладко.

Надежды и опасения

После последней демонстрации игры, где игроки получили возможность попробовать гладкое перемещение внутри мира игры, уверенности в проекте поприбавилось. Однако опасения, конечно, всё равно оставались, как как никто не знал, каким будет конечный продукт. К счастью, Bethesda проделали основательную работу по захвату и переносу подавляющего большинства того, что делает Skyrim таким грандиозным.

В тот момент, когда вы впервые заблокируете стрелу своим щитом, подняв левую руку вверх, броситесь вперёд, чтобы атаковать бандита, энергично развернёте свою защищённую левую руку, а затем продолжите несколько раз производить удары с помощью полного размаха руки при использовании контроллера PlayStation Move в правой руке, чтобы прикончить противника – именно тогда вы поймёте, что находитесь в таком мире Skyrim, каким вы никогда не знали и не чувствовали его прежде.

Вытягивая стрелу собственной реальной рукой и направляя её в лицо врага, избивая пауков, атакуя с помощью боевого молота, взрывая двух различных врагов двумя разными заклинаниями, выпущенных из ваших собственных рук – это всё, что вы никак не могли с той же самой долей реализма делать в Skyrim без виртуальной реальности. Именно в такие моменты душа Skyrim сверкает и напоминает вам, почему это одна из самых знаменитых игр всех времен.

Все приведенные выше скриншоты были сделаны в версии игры для виртуальной реальности. Конечно, PlayStation VR превращает их в узкоформатные фото. Игра на самом деле выглядит лучше при ношении гарнитуры.

Способы передвижения

Skyrim VR на PlayStation VR имеет три метода управления:

  • плавное перемещение с контроллерами PlayStation Move (называется Direct Movement),
  • телепортация с контроллерами PlayStation Move
  • прямое движение с геймпадом Dualshock 4.

Для прямого перемещения с PlayStation Move используется ваш левый контроллер PlayStation Move в качестве своего рода направляющей. Когда вы удерживаете кнопку перемещения PlayStation в середине лицевой панели контроллера, вы перемещаетесь в направлении, которое вы указываете. Это позволяет вам двигаться в одном направлении, все еще имея возможность оглядываться с помощью головы. Это работает точно так же, как в реальной жизни. Поскольку PlayStation VR имеет только 180-градусное отслеживание, вы должны использовать кнопки X и O на правом контроллере PlayStation Move для поворота камеры по горизонтали. Вы можете переключаться либо путем поворота, либо постепенным/плавным поворотом. Удивительно, что прямое движение вместе с PlayStation Move с плавным/постепенным поворотом может стать вашей предпочтительной схемой управления.

Кроме того, есть телепортация, в рамках которой вы указываете в нужном направлении и нажимаете на контроллер PlayStation Move. Вы не можете делать прямое/плавное движение с помощью этой схемы. Потому вы вынуждены маячить/телепортироваться по всему игровому миру. Это скорее всего станет ваша наименее любимая схема управления. Но она может быть полезной для тех, кто страдает от «болезни симуляции».

Гладкое перемещение для ленивых

Наконец, вы можете использовать только хороший стандартный Dualshock 4. Единственное различие заключается в том, что вы смотрите вокруг себя при использовании своей головы, а пользовательский интерфейс/взаимодействие переносятся на интерфейс виртуальной реальности. Если ваши руки устали или вы хотите сидеть сложа руки во время игры, то это может быть именно тот метод перемещения, который вы выберите.

Вероятнее всего, именно третий способ перемещения станет более популярным, так как пользователям не потребуется дополнительно покупать PlayStation Move, а вот Dualshock 4 может быть у каждого – кроме того, это наиболее комфортный вариант для игры, в которую погружаешься на несколько часов.

Фактически, если вы выбираете третий вариант, вы можете обойти многие технические проблемы, которые угрожают вам при использовании несовершенных PlayStation Move. Да, вы теряете чувство присутствия ваших рук, но также получаете повышенную точность управления и меньшее количество сбоев.

Интерфейс игры

Что касается вещей, которые изменились в игре в версии для виртуальной реальности, мы бы хотели особое внимание уделить пользовательскому интерфейсу. Меню – это плавающие, плоские окна, которые перемещаются так, как будто вы вообще не находитесь в виртуальной реальности. Субтитры выглядят точно так же, а параметры диалога с неигровыми персонажами – это плавающие слова возле их голов. Это разрушает погружение, и это, конечно, очень плохо, но на данный момент ситуация такова. В будущих масштабных RPG мы бы хотели увидеть использование более творческих решений, таких как физический рюкзак, а не экран инвентаря.

Единственное исключение – это то, как отлично разработчики Bethesda справилось с картой. Это 3D-перенос всего игрового мира, в котором вы можете свободно летать на 360 градусов, как если бы вы сами были гигантским драконом.

Погружаясь в Skyrim VR, вы можете ожидать, что проведете в игре достаточно мало времени, после чего нескоро вернётесь в неё снова. Как могло быть, например, с Resident Evil 7 – одной из лучших полнометражных игр в виртуальной реальности, выпущенных до сих пор. Однако игра настолько комфортна, что вас даже не раздражают контроллеры PlayStation Move.

Да, с ними могут возникать проблемы. Например, ваша правая рука может наклоняться в неправильном направлении, из-за чего её приходится постоянно быстро встряхивать, чтобы она перестраивалась. Хотя это скорее недостаток оборудования Sony, чем проблема с самой игрой. Мы надеемся, что в следующем году игру выпустят для HTC Vive (и, надеемся, также Oculus Rift), где многие из проблем будут устранены.

Проблемы игры

Одна из самых больших проблем, которые связаны с PlayStation Move, заключается в том, что перемещение в разгар битвы может немного раздражать – но по большей части оно работает нормально. Удерживание щита затрудняет перемещение, так как вы не можете указать контроллером направление и одновременно удерживать кнопку щита. То же самое можно сказать и о том, чтобы оттянуть тетиву лука, который требует, чтобы вы держали левый контроллер вертикально – и тем самым отнимая способность двигаться удобно.

Контроллеры PlayStation Move всё ещё оставляют желать лучшего. Нам бы безусловно хотелось иметь идеальные контроллеры, такие как Oculus Touch, чтобы мы могли просто и легко перемещаться по миру или получить точность системы слежения с трекером от HTC Vive, чтобы мы могли свободно поворачиваться и двигаться во время игры.

В случае с PlayStation VR вам действительно нужно либо стоять неподвижно, либо садиться во время игры. Одной камеры слежения недостаточно, чтобы позволить вам передвигаться столько, сколько захотите.

Вы можете видеть различные спецэффекты в визуальной реализации игры. На приличном расстоянии многие объекты, например, выглядят расплывчатыми. На некоторых объектах, таких как растения и цветы, есть странные наложения. Текстуры, такие как горы, здания, скалы и земля, выглядят невероятно плоскими и слишком ровными. Возможно, то, что визуальная составляющая игры шестилетней давности ещё и понизилась, выглядит особенно очевидным из-за того, что её постоянно хочется сравнить с модернизированной версией игры Enhanced Edition для компьютера и PlayStation 4, которая вышла недавно. Визуально она превосходит Skyrim VR на несколько километров. Визуально, то, что вы получаете с Skyrim VR, более сопоставимо с оригинальным выпуском для PlayStation и Xbox 360.

Художественное исполнение все еще фантастично, и мир по-прежнему живет и дышит, как ничто другое в виртуальной реальности на сегодняшний день – однако это не отменяет того, что это визуально это не самая лучшая адаптация игры, которая вышла более чем полдесятилетия назад.

Так стоит ли игра того?

Мы не будем лукавить и говорить, что Skyrim VR лучше Skyrim в обычной версии, потому что это не так. Просто это совсем другое. Мы бы сказали, что Skyrim VR предлагает гораздо более захватывающий, интимный и амбициозный опыт – пусть и с потерей визуального качества и технической точности.

Во многом Skyrim VR становится неким «стыдным удовольствием». Он уродливый по сравнению с его старшими братьями и сестрами, он имеет свою долю проблем и в большинстве своем уступает своему не-VR-партнеру, но есть нечто особенное, что присущее только виртуальной реальности и чего нам очень не хватало в других адаптациях игры.

Для игры, которая первоначально не была разработана для виртуальной реальности, и была перенесена сначала на наименее мощную из трёх больших платформ виртуальной реальности – то есть для PlayStation VR – Skyrim VR является чем-то всё же невероятно впечатляющим. Это действительно Skyrim, который вы знаете и любите, но теперь вы можете наслаждаться им так, как никогда раньше, с захватывающим присутствием внутри шлема виртуальной реальности. С большим разнообразием схем управления на ваш выбор и сотнями часов контента это игра, в которую все поклонники RPG должны играть до тех пор, пока не устанут окончательно. И если у вас еще нет PlayStation VR, к счастью, есть новый бандл PlayStation VR Skyrim, который позволяет приобрести устройство вместе с игрой.

Также нельзя не отметить, что визуальная составляющая будет безусловно лучше при использовании PlayStation 4 Pro, а не стандартной версии консоли PlayStation 4.

The Elder Scrolls V: Skyrim VR вышла для PlayStation VR 17 ноября 2017 года за $59,99.

Итоги

Положительные стороны игры:

  • Массивный, полный, детализированный мир, полный контента
  • Полная свобода играть, как вы хотите
  • Универсальные схемы управления и поддержка полного управления движением
  • Невероятно захватывающее чувство присутствия

Негативные стороны игры:

  • Визуальные эффекты значительно хуже, чем в обычной версии Skyrim
  • Некоторые элементы (пользовательский интерфейс, меню, разговоры) не выглядят идеально адаптированными для виртуальной реальности
  • Ограничения аппаратного обеспечения PlayStation VR и PlayStation
  • Нет поддержки модов

Вам осталось только попробовать и решить самостоятельно, стоит игра того – или же нет.