«Виртуальная реальность через 7-10 лет будет также популярная как смартфон и интернет». Интервью с разработчиком ARVI LLC.

Пока индустрия виртуальной реальности движется вперед, мы продолжаем искать новые таланты среди русскоязычного геймдева, который уверенными шагами наступает на виртуальную реальность.

В этот раз разработчик ARVI LLC, который уже успел выпустить 6 VR-игр в Steam, любезно согласился побеседовать с нашим редактором и рассказать, чем же еще студия готова удивить своих поклонников. На наши вопросы ответил СЕО компании, Дементий Михаил Владимирович.

 

Наталия: Приветствую, Михаил! Давайте перейдем сразу к делу, но сначала у меня возникает логичный вопрос (как и у многих читателей, я полагаю): а что значит ваше название?

CEO ARVI LCC Дементий Михаил Владимирович

Михаил: У Нашей лаборатории в момент основания было 2 главных направления: Artificial Intelligence и Virtual Reality, название получилось из игры первых букв 😊, хотя для выбора названия понадобилось аж полгода.

Наталия: Вы сразу окунулись в виртуальную реальность или успели поэкспериментировать с классическим геймдевом?

Михаил: Мы попытались сразу погрузится в мир виртуальной реальности, и даже считаем, что опыт классического геймдева, может иногда мешать. Это новый мир, и создавать его нужно с чистым сознанием, а не шаблоном прошлого.

Наталия: За названием следует история :). Как начинался ваш путь в жестоком и беспощадном мире VR-геймдева? Что особенно запомнилось в этом тернистом пути?

Михаил: Первые полгода мы проводили огромное количество экспериментов о влиянии виртуальной реальности на человека. Да и сейчас, мы каждую неделю приглашаем на тесты игроков, которые впервые одевают шлем. Конечно же самым запоминающимся стали первые эмоции и реакции людей на виртуальную реальность. Нам часто удается записать это на видео

Михаил и сам не прочь поиграть в VR.

Наталия: Чем вас так привлекла технология виртуальной реальности? Почему решили заняться именно ей?

Михаил: Фантастическое будущее уже рядом. И мы хотим его создавать….

Наталия: И насколько сложно было вникнуть во все тонкости VR-геймдева? Какие ошибки преодолела команда и как она смогла справиться с “подводными камнями” при разработке?

Михаил: Около полугода мы исследовали возможности и потенциал VR, проводили множество экспериментов, и вот небольшие выводы:

  1. Чуть более высокие технические требования к платформе игры, чем к обычным ПК играм. Нужна хорошая оптимизация, нужны знания стерео рендеринга.
  2. Команде необходимо побольше шлемов (как следствие место для них в комнате) и тестировать надо все, что разработчики делают, в шлемах.
  3. Опционально, но рекомендуемо: делать модели специально под VR, т.к. там есть ряд тонкостей (нужна правильная геометрическая детализация).

Наталия: Кстати, о камнях. Какие основные проблемы виртуальной реальности вы бы выделили?

Михаил: Технические требования к железу – это самый большой камень на пути VR в широкие массы.

Наталия: Давайте немного поговорим о ваших проектах. В релизе только 6 VR-игр или просто не все были представлены в Steam?

Михаил: Сейчас их 6 и все они на Steam. 2 направления игр, которые мы выделяем в отдельные компании, не будут продаваться на Steam. Это VR Quest и ARVI ARENA, это связанно с тем, что это b2b продукты.

Наталия: Не расскажете ли нашим читателям, что это за два B2B-проекта?

Михаил: VR Quest – это, как уже понятно из названия, VR-квест, ориентированный под квест-комнаты которые сегодня можно часто встретить.

ARVI ARENA – это офлайн аттракцион. В данный кейс включена серия игр, первая из которых шутер. Его особенность – масштабная зона, в которой игрок сможет бегать, прыгать и уничтожать врагов конечно же.

Сейчас в мире есть подобные проекты, но они сделаны либо под Oculus или же на базе motion capture.

Наталия: Кратко расскажите нам и нашим читателям, что они из себя представляют.

Mystery Lands – это классическая Zuma, но ее действия будут происходить в игровом мире пиратов. Вам нужно будет бегать за шариками, а за Вами будут следовать призраки для полноты ощущений.

Zombie Grenades Practice – очень близкая идея к Angry Birds, но у нас много видов гранат и мы будем убивать зомби. Вас будут ждать боссы, дроны. Вам нужно ходить и выбирать правильные места для бросков. Также Вас ждут спрятанные коллекционные предметы, ну и конечно кибер- зомби в конце.

CrossSide: The Prison – это ближе к классическому оффлайн квесту, где нужно за час выйти из комнаты. Но у нас тюрьма и 4 главы, за час выйти очень сложно успеть. Приключение наполнено множеством опытов: ломать стены, ползать, тушить, летать на веревке, взрывать и разгадывать множество интересных загадок.

The Last Day Defense – думаю все любители жанра уже все поняли. У нас большие и маленькие башни, уникальные карты, рельеф, который влияет на игру. Разные режимы скорости, включая слоу мо, на который хочется любоваться, а наша авиация обязательно застанет вас врасплох и пролетит мимо глаз.

Laser Puzzle in VR – головоломка, в которой нужно зеркалами, телепортами и другими оптическими кубами, провести лучи лазера через все порталы. Ну и режим игры, где сверхсложные раунды, и кубы с запасом, и очки даются за неиспользованный реквизит.

Наталия: Какие особые “фишки” отличают вас от других VR-разработчиков? Ведь есть же что-то, что возвращает геймеров к вашим играм снова и снова.

Михаил: Мы любим свое дело. Мы постоянно общаемся со своим комьюнити и стараемся найти решения, которые будут удовлетворять потребности наших пользователей.

Наталия: С каким игровым движком работаете?

Михаил: В данный момент, мы сделали свой фреймворк “Reactor” на Unity, на котором делаем продукты с полным интерактивным миром: Zombie Grenades Practice, CrossSide: The Prison и 3D тур по жилому комплексу.

Также у нас несколько команд работает на чистом Unity: Mystery Lands, The Last Day Defense.

И конечно, мы не могли обойти UE4: Laser Puzzle in VR и еще один проект с рабочим названием – «Warfare Realm».

Наталия: И во сколько же нынче обходится среднестатистическая VR-игра для разработчика? Например, во сколько в среднем обходилась разработка ваших VR-проектов?

Михаил: С одной стороны, конкуренции мало потому игроки менее балованные. Но, с другой стороны, рабочее место стало дороже в 2 раза. Бюджеты очень разные, зависит от каждой игры отдельно, но мы не превышаем $100К на одну игру. В дальнейшем, с ростом рынка, эту цифру будем поднимать.

Наталия: Какой из собственных VR-проектов считаете самым успешным и узнаваемым?

Михаил: CrossSide: The Prison – первая игра в новой нише VR Quests, которую мы планируем плотно занять.

The Last Day Defense, которая после выхода из раннего доступа, станет и PС edition. После этого на ее базе будет выпущена полноценная онлайн стратегия для VR и ПК.

Наталия: Есть ли в ваших играх не VR-режим? Или геймеру, совершенно точно, придется обзавестись шлемом виртуальной реальности?

Михаил: На данный момент, такую игру мы планируем лишь одну и только после того как все пользователи со шлемами будут довольны.

Наталия: Кстати, вы начинали свой путь в мире VR-геймдева с инвестиций или все же справились собственными силами?

Михаил: Мы начинали своими силами и, по большей части, стараемся ими обходиться, но в некоторых направлениях VR уже начинаем привлекать инвестиции для быстрого масштабирования.

Наталия: Когда в среднем достигается точка окупаемости VR-игры? Вообще, прибыльное ли это дело – разрабатывать игры для виртуальной реальности?

Михаил: Виртуальная реальность — это самое перспективное направление , поэтому мы с большим удовольствием развиваем его. Проблема не в окупаемости отдельной игры, а как поднять деньги под R&D более фундаментальных задач в VR, таких как, например Оаза, которые принесут деньги позже.

Наталия: На какие жанры VR-игр из своего арсенала вы отметили особенно высокий спрос? Что пользователям нравится делать в виртуальной реальности?

Михаил: Шутеры, экшен, квесты, думаю правильно сказать те, которые сделанные качественно, сегодня в VR сегменте с этим есть проблема.

Наталия: Есть ли какие-то VR-проекты среди планов компании или же пока планируете притормозить?

Михаил: У нас достаточно много запланированных проектов, но, пожалуй, самый интересный — это ARVI ARENA. Оффлайн арена на базе SteamVR 2.0 для 2-6 игроков с игровой зоной на 100кв.м.с фулл боди трекингом на базе HTC VivePro & Vive Tracker, IKinema RunTime, UE4.

Первой игрой будет шутер, но до конца этого года мы планируем для этой арены сделать не менее 5 игр.

Наталия: В каком направлении хотите развиваться дальше? Планируете ли познавать просторы AR и MR технологий?

Михаил: Дополненная реальность нас интересует очень мало, а вот за смешанной реальностью мы следим очень внимательно и ждем дев версии очков от MagicLeap.

Наталия: Что скажите насчет выхода на PSVR? Или еще не планируете?

Михаил: В данный момент, технологически это очень слабый шлем, а мы стремимся создавать продукты, которые погружают на 120%.

Наталия: Как насчет того, чтобы поделиться опытом с начинающими VR-разработчиками? Что бы вы им посоветовали? С чего им стоит начинать? Ведь вы уже успели наработать достаточно серьезный опыт в этой индустрии.

Михаил: Играть, играть, играть! Это то, что даст Вам бесценный опыт в VR.

Команда ARVI сама не прочь развлечься во время работы

Наталия: Каковы ваши прогнозы для индустрии?

Михаил: Виртуальная реальность через 7-10 лет будет также популярная как смартфон и интернет, и мы будем принимать в этом активное участие.

Наталия: Уже, пожалуй, традиционный вопрос: почему VR может не “выстрелить” в современных реалиях?

Михаил: Требуется слишком дорогой ПК. Только в последние 3 месяца появились новые шлемы, которые сделали приемлемый размер пикселя, ну и всё-таки, нужно много места. В следующие 2 года рост рынка VR будет не менее активный чем рост блокчейна пару лет назад.

Наталия: Что бы вы пожелали нашим читателям?)

Михаил: Покупать наши игры 😊, а если серьезно, то уже пора покупать HTC Vive Pro и выделять дома 10 кв. метров. Будущее уже рядом и сегодня это и фитнес, и игры, и общение, не говоря уже об обучении, которое активно начинает происходить в VR.

Наталия: Благодарю вас за уделенное нам время. Было действительно очень интересно 🙂

 

Официальный сайт ARVI LCC

Игры ARVI LCC в Steam