VR помогает восстановиться после инсульта

Виртуальная реальность оказывает такой же положительный эффект во время восстановления функций конечностей, как и обычная физиотеранпия. Эксперименты проводили немецкие ученые, они проверили действие двух методик на 120 пациентах, которые проходили реабилитацию после инсульта.

Уже достаточно давно виртуальная реальность перестала служить исключительно для развлечения. Ученые под руководством Ирис Бруннер из Бергенского университета проверили насколько эффективно использование виртуальной реальности при восстановлении моторных функций верхних конечностей после перенесенного инсульта.

Обычно для этих целей используют физиотерапию: пациентам назначается лечебная гимнастика, конечная цель которой — восстановление утерянной связи между моторными отделами головного мозга и соответствующими конечностями. Поэтому участников эксперимента разделили на две группы: первой группе из 60 человек были прописаны обычные восстанавливающие тренировки, а другим 60 пациентам — тренировки с использованием виртуальной реальности. Пациенты из обеих групп существенно не отличались как по времени после инсульта, так и по степени тяжести пареза конечностей.

Использованный для второй группы комплект состоял из VR-очков и перчаток, оснащенных сенсорами. Во время тренировок пациентам предлагали разные действия: потянуться за объектом или схватить близлежащий объект. В течение четырех недель реабилитации участники из обеих групп должны были пройти соответствующие тренировки 16 раз; состояние моторных функций их верхних конечностей оценили до начала реабилитации, сразу после завершения курса и через три месяца при помощи стандартизированного теста.

Исследователи выяснили, что моторные функции верхних конечностей существенно улучшились у всех участников эксперимента вне зависимости от типа реабилитации. Кроме того, ученые не обнаружили разницы в эффективности двух применяемых методик: и традиционная физиотерапия, и VR-терапия улучшили функциональность конечностей на 21 процент сразу после окончания тренировок и на 30 — через три месяца после окончания.

Проведя данный эксперимент, ученые пришли к выводу, что при равной эффективности как традиционной физиотерапии, так и использования VR-технологий, второй способ выигрывает за счет того, что врач может самостоятельно настроить задания в зависимости от тяжести состояния пациента и того, какие именно моторные функции требуют восстановления.