VR в маркетинге: Как новые технологии заставляют покупать?
Приходя к дантисту в одной из стоматологических клиник США, пациент первым делом…надевает очки виртуальной реальности, чтобы успокоиться. Звучит странно, не правда ли? Но именно этот маркетинговый ход позволил клинике увеличить спрос на услуги стоматологов в три раза. Кроме того, врачи отмечают, что после прогулки по виртуальному саду или наблюдения за морским прибоем стрессоустойчивость клиентов повысилась, что привело к экономии времени докторов.
По данным за 2018 год от аналитиков Citi GPS, инвестиции в виртуальную реальность достигли почти 7 млрд долларов США. Лидирует при этом по-прежнему сфера развлечений, а вот уверенное второе место занимают VR-технологии для маркетинга. Миллионы долларов сегодня компании готовы вкладывать в технологии, которые способствуют развитию бренда, привлекают новых клиентов и позволяют выгодно выделиться на фоне конкурентов.
Технологии, в дополнении к стандартному набору маркетинговых инструментов, компании сегодня используют для того, чтобы необычно продемонстрировать товары и услуги компании, чтобы обучить сотрудников работе с клиентами и возражениями, наладить процессы внутренней коммуникации, а также в прямых продажах.
Виртуальная реальность для бизнеса: уже актуально?
Сегодня бизнес всё еще с осторожностью относится к технологичным и достаточно недешевым решениям, но заразительные примеры конкурентов, связанные с увеличением продаж или повышением узнаваемости на рынке, подталкивают компании проявлять всё больший интерес к VR/AR. При этом в большинстве случаев технологии дополненной реальности в маркетинге используются чаще, чем VR-технологии. Это обусловлено доступностью AR: у какого платежеспособного покупателя товаров или услуг сегодня нет простейшего смартфона для воспроизведения AR-контента? А ещё такой способ подачи информации – доступен, увлекателен и очень интересен.
VR-технологии ещё не успели завоевать рынок B2C, но тенденция к этому есть: большие надежды VR-разработчики сегодня возлагают на китайских потребителей. Высокую заинтересованность технологичными новинками пользователи проявили ещё в 2016 году, когда платформа электронной коммерции Alibaba побила все рекорды по продажам, позволив своим пользователям виртуально посетить такие крупные магазины как Macy’s в Нью Йорке. Компания продала 150 тыс. комплектов гарнитур виртуальной реальности (типа Google Cardboard) стоимостью в 1 юань. С тех пор спрос на VR-шлемы для личного использования стремительно растёт и некоторые эксперты полагают, что VR-очки заменят китайцам смартфоны уже к концу 2010 года. Так, по данным Bloomberg, китайский B2C рынок VR вырастет до $8.5 млрд к 2020 году.
Сегодня же VR в маркетинговых целях компании, как правило, проводят на местах: в офисах продаж, в отделениях банков или у стендов компаний в рамках форумов и конференций. Обычно крупные компании используют VR-технологии в маркетинге для проведения виртуальных экскурсий и презентаций товаров и услуг. Презентовать офис, провести экскурсию по удаленному производству, привлечь потенциальных партнёров, рассказать клиентам о новых товарах, услугах компании, а также наглядно продемонстрировать преимущества строящегося объекта — всё это позволяет сделать VR. При этом вовлеченность при просмотре VR, в десятки раз превышает уровень заинтересованности при просмотре обычного видеоролика. Так, запоминаемость новой информации благодаря использованию иммерсивных технологий может достигать 75%, а при просмотре обычного рекламного ролика человек запоминает не больше 20% от новой информации. Это свойство воздействия на человека научились использовать компании, предлагающие своим клиентам сложные услуги и оборудование, новые для рынка товары или компании, услуги и товары которых нельзя потрогать и посмотреть здесь и сейчас из-за ряда условий.
Российские компании уже используют VR для привлечения клиентов
О принципе работы сложной технологии блокчейн Альфа-Банк рассказывает своим клиентам в VR: такая информация за счёт наглядности легко воспринимается, а за счёт погружения хорошо усваивается.
Развеять сомнения покупателя и ответить на самые часто задаваемые вопросы бывает особенно сложно застройщикам и девелоперам, которые не могут показать дольщикам их новую квартиру, продемонстрировать планировку и качество отделки потому, что продажи часто начинаются ещё на стадии проектирования ЖК или же на стадии котлована.
«А будет ли нам достаточно места в этой квартире, что можно поставить на кухню этого метража или что будет видно из моего окна?», — вопросы, которые волнуют потенциальных покупателей жилья и зачастую остаются без ответа из-за невозможности продемонстрировать квартиру. В таких случаях строительные компании и девелоперы прибегают к использованию возможностей виртуальной реальности в офисах продаж и налаживают доверительные отношения с клиентом. Возможность открыть дверь своей новой квартиры, заглянуть во все комнаты, посмотреть в окно и визуализировать догадки о планировке, как правило, внушает человеку уверенность в застройщике и приближает к решению о покупке. Это утверждение обосновано научными исследованиями. По результатам опроса VRARA, в России 45,2% из 100% покупателей жилья отметили, что виртуальная прогулка определенно помогла принять решение о покупке квартиры и сделать выбор в пользу компании, внедрившей VR-технологию.
VR-экскурсию по строящимся апартаментам Modum Lab создали для потенциальных покупателей ГК «Пионер». Такой подход позволил компании увеличить продажи на стадии котлована и наглядно продемонстрировать потенциальным покупателям жилья все преимущества небольшой площади.
VR-туризм полезен для реальных путешествий
Свойства VR отвечать на часто задаваемые вопросы, интриговать, удивлять и «перемещать» в новые места эффективно используют и в туристическом сегменте: отели, туроператоры, музеи, авиаперевозчики предлагают своим клиентам отправится в захватывающее путешествие в виртуальной реальности, после которого непременно появляется желание увидеть всё это многообразие своими глазами.
Отель в ОАЭ предлагает потенциальным клиентам оценить степень комфорта и гостеприимства без нужды в реальном посещении или чтении сотен отзывов. Просматривая на компьютере ролик в формате 360-видео, не выходя из квартиры, человек имеет возможность ощутить себя постояльцем роскошного номера, может полежать на огромной кровати или даже поплавать в виртуальном бассейне.
VR расскажет о глобальной проблеме
Некоммерческие, благотворительные и общественные организации также активно используют возможности виртуальной реальности, ведь привлечь внимание людей к проблеме и побудить их к действиям, например, в далёкой Африке, можно только по-настоящему задев человеческие чувства. Ролики, снятые по технологии 360-видео – отличный способ воздействовать на чувства аудитории и показать происходящее от первого лица.
Один из успешных примеров — видео 360, целью которого был сбор средств для нуждающихся сирийских беженцев. Повествование ведется от лица 12-летней девочки, за счет чего зритель получает возможность посмотреть на лагерь глазами ребенка и проецирует происходящее на себя.
Этот ролик помог ООН собрать 3,8 миллиардов долларов, чего ранее никогда не происходило. По данным ООН, 1/6 от всех зрителей, посмотревших ролик, жертвовали средства после просмотра (против обычных 1/12). При этом средняя сумма пожертвования также увеличилась на 18%.
Примеров успешного применения VR-технологий также достаточно. И вот один из них.
Разработчик системы обработки продуктов питания и их упаковки Key Technology на одной из тематических выставок привлекли новых партнёров из B2B-сектора благодаря виртуальной демонстрации процесса их технологии упаковки продуктов.
Сильное воздействие на чувства и контроль эмоций за счёт полного погружения в ситуацию и пространство – свойство VR, которое открывает компаниям совершенно новые возможности для общения с клиентами и воздействия на них.
Дополненная реальность в бизнесе
Не смотря на наличие множества результативных примеров применения VR в маркетинговых целях, большинство компаний, работающих в B2C-секторе сегодня выбирают AR. Дополненная реальность, в отличие от виртуальной, только дополняет пространство виртуальным слоем. При этом пользователь не отрывается от реального мира, а видит дополнительные данные на своем портативном электронном устройстве или же в AR-очках.
При этом доступная сегодня каждому технология знакомит покупателя с характеристиками товаров, позволяет рассмотреть важные детали в трехмерном формате, а ещё – развлекает и привлекает внимание.
Такой формат воздействия на целевую аудиторию сегодня выбирают сотни компаний по всему миру. Пожалуй, одним из самых известных и полезных для покупателей приложений с AR стало приложение IKEA, которое дополняет реальную квартиру новыми виртуальными предметами интерьера.
По средствам трёхмерной анимации в дополненной реальности клиенты компании Газпромнефть-СМ получают наглядное представление о характеристиках автомобильного масла.
Фундаментальная концепция цифрового маркетинга во всех крупных успешных компаниях, предлагающих покупателям какие-либо товары или услуги, сегодня заключается в клиент ориентированном подходе. Без этого условия компания не сможет поддерживать интерес целевой аудитории, конкурировать и расширяться. Именно поэтому для работы с современной аудиторией важно выбирать подход, который одновременно будет полезным, а ещё – увлекательным, запоминающимся, интересным и цифровым. Всем этим условиям сегодня отвечают технологии виртуальной и дополненной реальности.
Эксперты подтверждают эффективность VR
Исследователи из Национального университета Тайвани им. Сунь Ятсена считают, что виртуальная реальность на сегодняшний день – самый актуальный инструмент для работы с поколением Y, потому что он соответствует духу времени и закрывает потребность людей в использовании технологичных решений.
При этом технологии виртуальной реальности сегодня – всё еще не самостоятельный инструмент и на благо компании он, скорее всего, будет работать только в комплексе со стандартным набором маркетинговых хитростей: таргетированной и наружной рекламой, SMM, ТВ-рекламой, объявлениями и пр. Кроме того, перед принятием решения о внедрении VR-технологий, компании стоит четко обозначить цели, в достижении которых может помочь внедрение продукта, изучить примеры работы с инструментом среди конкурентов по рынку.
На данный момент цифровой маркетинг продолжает активно развиваться и пользуется всё большим спросом среди крупного и среднего бизнеса, а также среди клиентов компаний. Технологии виртуальной реальности не просто способны серьезно преобразить привычный формат представления о маркетинге, но делают это прямо сейчас, на наших глазах, и весьма успешно. Удивление, wow-эффект от использования технологий, пробуждают любопытство пользователей и желание попробовать вещь или услугу в реальной жизни. Яркие эмоции вызывают потребность повторить позитивный опыт и мотивируют клиента приобрести желаемый продукт. Ведь утверждение «сначала попробуй, а только потом плати» является такой же простой истиной для всех нас, как, например, «семь раз отмерь, один раз отрежь».
Материал был подготовлен экслюзивно для VRGeek компанией Modum Lab и разработчиками Teslasuit.
Далее: Google Glass 2 существует
You must log in to post a comment