Авангард в трех измерениях: Гончарова и Малевич

Третьяковская галерея и группа компаний VRTech запускают проект в виртуальной реальности «В трех измерениях: Гончарова и Малевич». Это новаторский формат VR-проекта в искусстве — edutainment — совмещающий возможности индустрий развлечения и просвещения. Параллельно с работой выставки в Москве проект будет представлен с 6 по 8 июня в рамках конференции ЦИПР (Иннополис).

Проект посвящен крупнейшим представителям русского авангарда, в начале прошлого столетия совершившим революцию в искусстве. Он основан на самых современных технологиях в области VR, которые уже внедрены в промышленности, архитектуре, индустрии развлечений и с недавних пор используются в области изобразительного искусства. «В трех измерениях…» станет первым проектом, в котором возможно не только узнать о творчестве мастеров авангарда Гончаровой и Малевича, но и самому воссоздать их произведения искусства.

Разработчик проекта — компания ArtVR недавно пополнила VRTech Group. Ее возглавил Дмитрий Неяглов, в прошлом креативный директор голландского агентства INDG и группы компаний Digital October. Компания будет заниматься разработками виртуальной реальности в сфере искусства. В будущем ArtVR планирует сотрудничать с другими российскими, а также с зарубежными музеями.  

Новейшие технологии расширяют возможности восприятия произведений искусства.

Бесспорно, что общение зрителя с подлинником остается главным опытом в постижении картины, рисунка, скульптуры. Только при непосредственном «общении» с произведением можно достичь эмоционального сопереживания, тем не менее Третьяковская галерея предоставляет посетителям все больше новых путей для понимания творчества художников и контекста эпохи.

Своеобразная виртуальная игра «В трех измерениях…» происходит в тщательно воссозданных мастерских двух выдающихся мастеров — Наталии Гончаровой и Казимира Малевича. Надев очки виртуальной реальности, зритель погружается в их творческий мир. Проект не просто демонстрирует процесс написания полотен, но вовлекает в него зрителя. Участник виртуального мастер-класса постигает пластический метод, логику построения произведения, его образный строй через погружение в особую реальность художника. Он может составить собственный натюрморт из виртуально предложенных объектов, выстроить композицию, подобрать колорит. Проект помогает людям раскрепостить воображение и дает свободу для творчества.

Нейронные сети, обученные на произведениях из коллекции Третьяковской галереи, будут в реальном времени обрабатывать создаваемые посетителями композиции. Результатом творчества можно будет поделиться в социальных сетях.

«Это замечательная и одновременно сложная вещь — не заменить художника, но приблизить и как бы продолжить его работу над произведением», — говорит о проекте Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

«Перспективы применения новых технологий в искусстве неисчерпаемы.VR с самого начала развивался на стыке современного искусства и науки. Мы считаем, что можем обогатить сферу культуры и искусства нашими разработками. Нам есть чем удивлять, поэтому мы будем развивать новые проекты в компании ArtVR», — заявил создатель группы VRTech Георгий Тушинский.

«„В трех измерениях…“ — еще и интерактивное документальное произведение о художниках, — продолжает Дмитрий Неяглов, директор компании ArtVR. — Зрителям расскажут о биографиях Гончаровой и Малевича, развитии их стиля и особенностях полотен. Только в отличие от кино, все услышанное можно сразу попробовать самому».

VR-зал будет размещен в Новой Третьяковке c 5 июня.

Выставка работает бесплатно для болельщиков Чемпионата мира по футболу по паспорту болельщика. Также посетителям Чемпионата мира можно будет получить бесплатный билет в постоянную экспозицию «Искусство ХХ века». Другие посетители могут осмотреть VR-зал по билету в Третьяковскую галерею.   

6—8 июня проект будет представлен на конференции Цифровая индустрия промышленной России (ЦИПР) в Иннополисе, Татарстан. Будет создана площадка (параллельно проект будет работать в Москве на базе Новой Третьяковки), где любой желающий сможет попробовать технологию на себе, надев очки с созданным контентом.

VR-партнер выставки — компания HTC Vive. Посетители погрузятся в русский авангард с помощью последней модели систем виртуальной реальности Vive Pro, обеспечивающей наиболее совершенный пользовательский опыт.