За кулисами квеста виртуальной реальности. Интервью с VRQuest.

Виртуальная реальность подарила играм в жанре «квест» новый формат впечатлений от пребывания в цифровом мире, где возможно абсолютно всё. Границ помещения больше не существует, так как фантазия создателя может забросить вас, куда угодно — от подводных глубин до бесконечного Космоса. Нас же интересует, что происходит за кулисами подобных квестов — от истории создания до планов на будущее. К счастью, нам удалось побеседовать с основателем московской компании VRQuest в Москве Ильясом Домниным, который раскрыл некоторые особенности этой «кухни».

Дима: Привет, Ильяс. Представься, пожалуйста, нашим читателям.

2Ильяс: Привет, Дима. Меня зовут Ильяс, я основатель и совладелец московской локации квестов виртуальной реальности. Также я являюсь основателем и владельцем команды, которая занимается разработкой квестов виртуальной реальности.

Дима: Когда это всё началось?

Ильяс: Моя история началась в августе прошлого года. До этого момента я никак не был связан с виртуальной реальностью. Просто читал новости, особо не погружался, не пробовал аттракционы, всё это было для меня в стороне. Как вообще получилось, что я сейчас здесь и занимаюсь разработкой – я наткнулся на статью на VC ребят из Питера , которые к тому моменту только закончили разрабатывать свой VR квест – космическую историю. И мне стало очень интересно. Мы созвонились, я «утром» взял билет и поехал к ним. Это был мой первый опыт погружения в виртуальную реальность.

Дима: То есть ты просто прочитал и сразу заболел?

Ильяс: Да, мне сразу очень понравилась идея. Я посмотрел видео и вот я уже еду туда без каких-либо ожиданий, стереотипов или предрассудков. Ключевая фишка игры — это режим полёта. Наравне с этим эта же фишка является и главной проблемой игры, так как режим полёта сопровождается дискомфортными ощущениями. До сих пор помню первые эмоции – меня накрыло от крутости погружения. Получается, в сентябре 2015 года я побывал у ребят и с этого момента началась моя история с виртуальной реальностью.

Дима: Получается, ты вообще пришёл с нуля? У тебя не было агентства, которое разрабатывало сайты или приложения, ты никак не был связан с технологиями IT?

Ильяс: Нет, у меня был только опыт создания бизнеса, к IT никак не относящегося.

Дима: Расскажи, что было дальше. Ты пришёл, впечатлился и понял, что хочешь это делать в Москве. Почему в том виде, в котором это есть сейчас?

Ильяс: Когда я приехал в Питер и пообщался с ребятами, владельцами квеста, был всего один возможный вариант развития – договориться о том, что я буду транслировать их контент в Москве. Они продавали права на использование программного обеспечения.

Дима: Ты не рассматривал альтернативные роли? Например, сделать свою студию разработки виртуальной реальности?

Ильяс: Нет, потому что тогда не было ни мыслей, ни компетенции, ни знания, как это сделать.

Дима: Значит, ты настолько впечатлился, что сразу решил покинуть работу, взять кредит и открыть квест?

Ильяс: Нет, кредит я не брал, это было открыто на мои личные средства. Но в общем да – я ехал и думал о том, что сейчас у меня два варианта развития: либо я приезжаю, пробую, мне это не нравится, либо я приезжаю, мне нравится, и я сразу на месте подписываю договор. В итоге сработала вторая установка.

Дима: Какой был стартовый капитал?

Ильяс: Математика очень простая. На тот момент на запуск оборудования, приобретение контента и минимальный ремонт помещения нужен был миллион с копейками. Было очень дорогое железо, тогда ещё не было десятого поколения NVIDIA и, соответственно, последнего Radeon. Более того, мы ставили GTX 980, потому что их рекомендовала компания-владелец VR-квеста.

4

Дима: И как дальше развивались события?

Ильяс: Дальше я открылся на Кропоткинской, правда, перед этим была ещё достаточно долгая предыстория. Я вёл переговоры с квестовой компанией, которая находилась на проспекте Мира. У них было отдельное здание, в котором было два квеста. Они искали партнёров, которые будут согласны работать под их брендом и смогут занят свободную площадь в здании. Мы всё согласовали, закончили базовый ремонт и в этот момент пришло сообщение, что ребята закрывают свой квестовый проект.

Это была очень неприятная ситуация, я очень хотел поскорее запуститься и в срочном порядке начал искать альтернативное помещение. В итоге получилось найти подвальное помещение в офисном центре, которое находилось в здании культурного наследия на Кропоткинской. Заходить туда можно было только по пропускам, так что с точки зрения доступности всё было очень плохо.

Однако ребята, которые подвели с помещением, решили сделать компенсацию и отдали свою базу клиентов. Под старт я сделал рассылку по базе и так началась моя коммерческая история. Самый стрессовый момент для меня был мой первый коммерческий сеанс, когда пришли люди, заплатили деньги и сказали: «Запускай игру» – это было 18 ноября 2015 года. Примерно где-то через пол-месяца на меня вышли текущие со-владельцы локации, которые искали, куда бы вложить деньги. Благодаря ним (уже) мы смогли переехать на «Арму».

Дима: То есть в ноябре ты стартанул, и в новогодние праздники у тебя уже были предложения?

Ильяс: Нет, в декабре мы с партнёрами пришли к соглашению, что текущее месторасположение локации не очень хорошее и что надо переезжать. В итоге с середины декабря вплоть до начала февраля мы переезжали на «Арму» и в начале месяца вновь открылись. Самое печальное – мы пропустили самый прибыльный период, так как во время новогодних праздников не работали. Предстоящий Новый год для нас первый.

Дима: Я правильно понимаю, что ты получил в итоге какой-то профит от этой сделки? Ты же вложил средства.

Ильяс: С финансовой точки зрения нет. С точки зрения партнёрских отношений – да. Когда говорят, что должно быть 2-3 со-основателя/со-владельца – не врут. Одному действительно тяжело.

Дима: Полностью с тобой согласен. Получается, с февраля ты уже здесь, на территории «Армы». Расскажи, как дела на текущий момент.

Ильяс: Был ещё один момент, о котором стоит рассказать. В начале ноября на тестовые игры я звал основателей и владельцев разных квестовых компаний. Я искал мощного партнёра, которому было бы интересно запустить квест виртуальной реальности под своим брендом. В итоге через меня прошло несколько компаний, в том числе ребята из CityQuest’а. Они посмотрели и в один прекрасный день позвонили и сказали, что им это интересно. Мы подписали договор и с того момента работаем под брендом CityQuest.

Дима: Что дало вам это сотрудничество?

Ильяс: То, что и должно было дать – маркетинговый push. Подавляющее число клиентов – это заслуга CityQuest’a.

3

Дима: Как обстоят дела на текущий момент? Было ли увеличение количества клиентов с февраля? Мы, как информационный портал, видим увеличение спроса на виртуальную реальность: если в июне это было 60 тысяч запросов, то после Pokemon Go в июле было уже 190 тысяч. Я думаю, что и интерес к квестам также должен был вырасти.

Ильяс: На текущий момент не могу сказать, что рост интереса к виртуальной реальности отразился на VR-квесте. Здесь, скорее, сработало правило, присущее традиционным квестам, когда летом люди разъезжаются, происходит небольшой спад посещаемости.

Дима: То есть сейчас должен пойти рост, правильно?

Ильяс: Да. К примеру, летом, в июле особенно, просели по посещаемости до минимума. На момент публикации интервью уже превысили весенние результаты.

Дима: Расскажи, пожалуйста, насколько ты доволен тем, с чем связал свою судьбу. Возможно, это звучит немножко пафосно, но ведь ты уделяешь этому большую часть своего времени.

Ильяс: На самом деле это тяжело. Здесь очень важен вопрос тайм-менеджмента: очень много дел, и если ты не будешь заниматься планированием и правильно расставлять приоритеты, тогда велик шанс, что погрязнешь в мелких и не особо важных делах.

Дима: Я с тобой полностью согласен. То есть самое главное – ты получил душевное спокойствие и какое-то самоудовлетворение?

Ильяс: Да, и здесь постоянно работает самомотивация: я понимаю, что если я не буду выкладываться на 150%, то я точно начну страдать во всех смыслах. Сейчас я получаю настоящее удовольствие от работы.

Дима: Расскажи, пожалуйста, пару слов о конкурентах. На протяжении этого времени, когда ты начал знакомиться с виртуальной реальностью, появлялись ли конкуренты? Кого ты считаешь таковыми? Кстати, привет тебе от Максима Чижова =)

Ильяс: На самом деле мы с ним не конкурируем. В начале были такие мысли, потому что у нас релевантная история — виртуальная реальность, и тогда, кстати, в Москве был, по-моему, единственный Virtuality Club. Но в итоге у нас во-первых совершенно разные целевые аудитории. Во-вторых, совершенно разные бизнес-модели. Более того, наши развлечения скорее могут взаимодополнять друг друга, чем конкурировать.

Из конкурентов, которые используют виртуальную реальность, никого нет. Главным конкурентом в итоге остаются классические квесты, потому что тот формат, который присутствует у нас, ориентирован на квестовую бизнес-модель, и конкурировать приходится с теми игроками на рынке, которые есть здесь и сейчас.

2

Дима: То есть это нишевая история в рамках квеста?

Ильяс: Да, по сути это такой нестандартный формат развлечений, то же самое что и The Complex.

Дима: То есть реально за всё это время в Москве из близкоформатных вещей — это только The Complex? А что думаешь по поводу «Миссии Марс»?

Ильяс: «Миссия Марс» в «Sолярис»? Как аттракцион интересная штука, однако мы с ними не особо конкурируем, скорее просто сосуществуем в поле VR-развлечений.

Дима: А что думаешь по поводу VRGateway?

Ильяс: С точки зрения обычного потребителя это интересное развлечение, я порадовался, когда играл. В любом случае я надеюсь, что у Саши всё получится. Любые успехи «коллег по цеху» будут позитивно отражаться в целом на развитии отрасли виртуальной реальности.

Дима: Надеюсь, мы тоже поможем Саше, так как к нам периодически приходят запросы от инвесторов, куда потратить деньги.

Ильяс: Куда потратить деньги? Обращайтесь, расскажу 🙂 Как раз сейчас разрабатываем новый VR-квест!

Дима: Я думаю, это очень интересная тема, и лучше посвятить ей отдельный материал. Ильяс, спасибо большое за интервью, надеюсь, это была не последняя наша встреча!